У города есть фактически только два крайних решения: сделать ставку на общественный транспорт или помочь горожанам использовать личный. Любая попытка усидеть на двух стульях - это обман. Либо приоритет у автобусов, либо у легковушек. Путём личного транспорта идут Соединённые Штаты Америки, вторым путём идёт Европа. Надо выбрать. Что же лучше для Красногорска?
Традиционно, СССР был страной с развитыми автобусными, троллейбусными и трамвайными маршрутами. Неплохо работали пригородные электрички. В миллионниках строилось метро.
С развалом Союза акцент пошел на личные автомобили. Почему и хорошо ли это?
Прежде всего, давайте перечислим достоинства обоих подхода.
Личный автомобиль:
- Независимость от расписания транспорта
- Комфорт любого уровня (зависит только от дохода владельца)
- На свободной дороге скорость может быть очень высокой
- Один транспорт от двери до двери
- Благодаря автокредитам доступен начиная со средней зарплаты
- Самый удобный транспорт, когда надо съездить в несколько точек за один раз
- Иметь авто - престижно
- Водить - круто!
Кажется, что у общественного транспорта нет шансов. Или есть?
- Парковка и техобслуживание - забота перевозчика
- Не нужно собачиться из-за царапин, ждать ГИБДД
- Можно ехать выпившим, усталым, со сломанной ногой или рукой
- Доступен начиная с довольно низкой зарплаты (для поездки хватит 100 рублей в кармане)
- Годится всем возрастам, и пожилым, и детям
- На единицу площади дороги провозит в 5-20 раз больше людей
- Позволяет в дороге читать или работать
- На выделенных полосах в условиях пробок скорость выше, чем у личного авто
И здесь мы сразу видим разницу: личный транспорт - это явление глубоко капиталистического мира, где каждый отвечает только за себя. Общественный транспорт - признак социального государства, отвечающего за каждого человека и дающего им равные возможности, особенно в странах, вроде нашей, где большая часть населения не имеет прав.
А теперь, надо определиться, мы социальное государство, где все помогают всем, или индивидуалистическое, где каждый за себя и помощи со стороны - минимум?
Социальное государство - это пенсии. Индивидуалистическое - личные накопления.
Социальное - льготы малоимущим. Индивидуалистическое: не зарабатываете - ваша проблема.
Социальный подход - государство вкладывается в среду для нашей жизни. В медицину, образование. В противном случае, платите за ту среду, какую хотите, сами. Сами оплачиваете страховку и копите на учёбу детям.
Государству индивидуалистов проще построить какую-то дорогу и раз в 10-20 лет её расширять, да порой строить дорогие решения для ускорения трафика, вроде эстакад. Как ездить по этой дороге - это дело самих граждан. Так живут США.
Социальное постарается обеспечить максимум равенства всем, в смысле транспорта это означает приоритет общественного, а индивидуальный - по остаточному принципу (на практике остаётся вполне достаточно). По этому пути идут развитые европейские страны.
У нас на самом деле, вопрос выбора не стоит: большой уровень налогов и общая схема управления в нашей стране, в нашей области, в нашем городе - это характеристики именно социального государства. Плохого, не эффективного, но социально-ориентированного.
Но тогда почему на налоги всех жителей строится дорожная инфраструктура, которой не могут пользоваться дети и старики? Почему приоритет отдан личным автомобилям? Почему эстакады, а не выделенные полосы?
Отдельно для автомобилистов, которые считают, что акцизы с топлива и транспортный налог покрывают издержки на содержание дорог: нет, не покрывают и половины. Злосчастная развязка Волоколамка-Ильинка - одна эта развязка! - стоит 14 000 000 000 рублей. Только по строительству, без содержания. Несчастные 20000 налогов и акцизов в год с вас покроют максимум треть трат на дороги (скорее всего сильно меньше этого). Остальное заплатят те, у кого машин нет. И государство ещё добавит на эстакады с продажи ресурсов, вместо вложений в медицину и образование.
Итак, в наших, красногорских условиях администрация просто обязана обеспечить приоритет общественного транспорта (выделенные полосы, приоритет поворотов).
Главный вывод из вышесказанного: отказ от приоритета общественного транспорта, от выделенных полос, качественных и часто ходящих автобусов - это перекладывание ответственности с плеч администрации на спины всех жителей, есть у них машина или нет. Выкручивайтесь с транспортом как хотите, мы сделаем только самый минимум. Плохие и редкие автобусы, грязные маршрутки.
Страдают при этом и те, кому машина реально нужна: пробки растут, и дальше их будет только больше, так как машины всё многочисленнее. Страдают и те, кто с удовольствием поехал бы на просторном автобусе с кондиционером: нет таких, а то редкое, что есть, стоит в тех же самых пробках.