Узкогабаритный гусеничный трактор Т-54В производили с 1967года на Кишиневском тракторном заводе (КТЗ). Машина предназначалась главным образом для работ на виноградниках, что определило некоторые конструктивные особенности этой модели. В основу Т-54В легли инженерные решения, ранее воплощенные в тракторе МТЗ-50, выпускавшемся в Минске.
Он считался одним из лучших в СССР, однако специализация новой модели на виноградниках потребовала существенных изменений конструкции. В первую очередь они коснулись ходовой части: колеса были заменены гусеницами. В разработке и запуске в производство новой модели кишиневским специалистам помогали сотрудники Минского тракторного завода - конструкторы оригинального МТЗ-50.
Практически параллельно с молдавским предприятием выпуск Т-54В был налажен в Болгарии, в городе Карлово. Легкий, маневренный и достаточно универсальный трактор быстро стал популярным. В последующие годы два завода обеспечивали машинами виноградники как южных регионов СССР, так и стран Совета экономической взаимопомощи.
Хорошая наследственность
Одним из первенцев Минского завода, созданным в 1948 году, был МТЗ-2 - первый в стране трактор с гидронавесной системой, позволявшей обходиться без прицепщика. Однако уже через несколько лет он начал устаревать. По сравнению с более новыми моделями МТЗ-2 обладал слишком низкой скоростью и недостаточно экономично расходовал топливо. Оставляла желать лучшего и надежность машины.
Результатом модернизации стала линейка тракторов МТЗ-5, разработанная в 1955-1956 годах. Это были универсальные, мощные и экономичные машины. В 1956 году их усовершенствовали еще раз. Конструкторы завода спроектировали новый дизельный двигатель Д-50. Двумя годами позже вышли экспериментальные образцы трактора МТЗ-50. Его мощность достигала 55 л. с., а максимальная скорость - 25 км/ч. Кроме того, МТЗ-50 были значительно легче предшественников, более чем на 400 кг.
Именно эта модель, пользовавшаяся в СССР заслуженной популярностью, стала основой для Т-54. Однако разработчики кишиневского трактора внесли в его конструкцию немало изменений. Главное из них касалось устройства ходовой части: МТЗ-50 был колесным трактором, в то время как Т-54 - гусеничным.
Кроме того, в отличие от минского универсала, он предназначался для работы на виноградниках. Это обусловило ряд других конструктивных особенностей, в частности в устройстве навески и механизма поворота, что обеспечивало большую маневренность, а также в форме и облицовке кабины. Позднее появилась модификация Т-54В, отличавшаяся от оригинала улучшенными гусеницами, закрытой кабиной и двигателем Д-50.
Для маневров на крутых склонах
Виноградники - специфический вид сельскохозяйственных угодий. Растения высаживают рядами, расстояние между которыми обычно составляет не больше 1,5-2 м. Кроме того, виноградники часто разбивают на горных склонах со значительным рельефом. Как следствие, обычный универсальный трактор, которым распахивают поля, здесь не подходит.
Машина для работы в таких специфических условиях должна быть узкой и маневренной, чтобы не повредить насаждения, а кроме того, успешно справляться с крутыми склонами, значит, быть достаточно легкой и мощной. Эти факторы и обусловили конструктивные особенности Т-54В.
Кишиневский завод выпускал две модификации этого трактора. Модель T-54B-С1 была универсальной. Ширина колеи этого трактора составляла 950 мм, а габаритная - 1259 мм. Он предназначался как для возделывания виноградников с междурядьями более 1,8 м, так и для работ общего назначения. Ширина колеи у модификации С2 составляла 850 мм, а габаритная - 1050 мм. Это был более специализированный трактор, предназначенный только для работы на виноградниках. Он мог спокойно маневрировать даже в междурядьях шириной всего 1,5 м.
Другой особенностью трактора была его оригинальная ходовая система. Опорные катки снабжались подшипниками качения, а смазка поступала централизованно: резервуаром для масла служили сами трубки тележки. Т-54В был достаточно легким, поэтому для лучшей работы навесных машин он был оснащен гидроувеличителем сцепного веса.
Продолжение следует