Наш сегодняшний герой - высокооборотный дизельный двигатель М507Д. Данный агрегат используется в том числе и на новейших малых ракетных кораблях проекта 22800 "Каракурт". Судя по отзывам и конструкторским решениям, двигатель хорош и крайне востребован. Однако есть одна проблема – отечественная промышленность не успевает выпустить достаточное число двигателей для оснащения всех строящихся кораблей. О причинах и возможных путях решения - в рассказе ТГД.
Характеристики
Двигатель М507Д относится к семейству лёгких высокооборотных четырёхтактных дизелей водяного охлаждения с непосредственным впрыском топлива и газотурбинным наддувом. Диаметр цилиндра равен 160 мм, ход поршня – 170 мм (размерность ЧН16/17).
Наш герой состоит из двух отсеков, в каждом из которых находятся 56 цилиндров, работающих на свой вал. Цилиндры отсека расположены в виде 7-лучевой звезды.
Примечательно, что дизельные отсеки расположены на разной высоте. Для связи отсеков используется главная передача, которая передаёт крутящий момент двух валов отсеков к фланцу отбора мощности. О компоновке двигателя можно судить по фото схожего агрегата М507А.
По данным производителя, размеры этого "малыша" составляют 7х1,82х2,49 м, а масса равна 16900 кг.
Номинальная мощность такого агрегата при частоте вращения 1750 об/мин достигает 5880 кВт или 8 тыс. л.с. Естественно, что 112 цилиндров требуют топлива. Впрочем, удельный расход дизельного топлива составляет 226 г/кВт*ч, что находится на нижней границе показателя для отечественных судовых дизелей.
Энергоустановка каждого малого ракетного корабля проекта 22800 включает в себя три двигателя М507Д-1 и три дизель-генератора ДГАС-315. МРК имеет три валолинии и три винта. Благодаря такому оснащению "Каракурт" способен развивать скорость до 30 узлов.
Путь "Звезды"
Выпуском двигателей серии М507 занимается петербургское ПАО "Звезда", которое пока что является единственным российским производителем. У российских корабелов есть опыт установки немецких двигателей MTU и китайских HND. Но с 2014 года первый вариант отпал из-за санкций, а по второму есть вопросы к качеству изделий.
Текущая программа кораблестроения ВМФ РФ предусматривает постройку 18 МРК "Каракурт". Флотское командование явно делает ставку на малые корабли, вооружённые ракетами "Калибр". Однако уже с 2016 года стала появляться информация о задержке поставок продукции "Звезды".
Теперь уже бывший собственник и руководитель предприятия Павел Плавник признавал в интервью в декабре 2017 года сложности со своевременным выпуском двигателей М507Д. По его словам, основная проблема заключалась в мощностях предприятия, которых просто не хватало, несмотря на выделенные государством средства на перевооружение.
"Ведь раньше "Звезда" получала заказы на 3-4 двигателя в год, а теперь их количество выросло до 30, то есть повысилось в десять раз", – отмечал Павел Плавник.
В 2018 году ситуация не изменилась в лучшую сторону. Судостроители начали подавать иски к производителю оборудования. В августе завод "Звезда" перешёл под контроль екатеринбургской группы "Синара", с которой за полгода до этого создал совместное предприятие.
От несвоевременной поставки продукции "Звезды" страдают не только строящиеся "Каракурты". Проблемы со своевременной сдачей заказчику есть и у минных тральщиков проекта "Александрит", на которые "Звезда" поставляет главные дизельные двигатели типа М503 и дизель-генераторы ДГАС-315.
Пути выхода
Из сложившейся ситуации просматривается несколько вариантов выхода. Во-первых, с приходом новых собственников на "Звезду" есть вероятность начала своевременного производства столь необходимых отрасли дизелей. Однако такой вариант явно потребует времени, а двигатели нужны "ещё вчера".
Наблюдая проблемы "Звезды", конкуренты не сидят сложа руки. Вошедшая в начале 2018 года в концерн "Калашников" группа КМЗ, которая включает в себя компании "Кингисеппский машиностроительный завод" и "Дизельзипсервис", уже давно прицеливается к доле рынка "Звезды". В октябре КМЗ запустил серийное производство коленчатых валов, не сильно скрывая планы по производству дизельных двигателей типа М507 и М503. Шансы на это повышаются с учётом того, что бывший гендиректор "Калашникова" Алексей Криворучко теперь является замминистра обороны, отвечающим за гособоронзаказ. Это второй вариант.
Наконец, остаётся вариант нового технического решения. В августе 2018 года главный конструктор "Каракуртов" Дмитрий Цымляков из ЦМКБ "Алмаз" рассказал о проработке варианта МРК проекта 22800 с газотурбинными двигателями. По его словам, это могло бы сохранить высокий темп строительства кораблей.
Как будет развиваться ситуация, скоро увидим. А пока головной МРК проекта 22800 "Ураган" завершает государственные испытания. По оценке заказчика, корабль показывает гораздо большие возможности, чем те, которые были изначально заложены при проектировании.