Здравствуй, читатель! Мы продолжаем тему исследовательского поведения. И сегодня мы поговорим про манипуляцию с предметами. Манипуляция с предметами - является следующим этапом после поискового поведения. Теперь ребенок не просто смотрит или ищет предмет. Он его трогает, бросает, поднимает, открывает или закрывает.
При манипуляции с предметом подключается не только зрительный контроль, но и осязательный. Теперь у ребенка есть возможность сравнить ожидаемые результаты и реальные. На этом этапе в работу активно включаются тактильные зоны новой коры.
Важно!
Стремление ребенка все бросить, разобрать, раскрутить - это закономерный этап развития исследовательского поведения. Таким способом ребенок добывает для себя новую информацию для дальнейшего исследования мира.
Как же происходит манипуляция с предметом:
- Сначала возникает потребность - взять предмет. Это, так называемая, глобальная задача. За это отвечает самая передняя часть лобной доли.
- Далее мозг должен спрограммировать цепочку движений: разогнуть руку, разжать пальцы, схватить предмет, сжать пальцы, согнуть руку. Всем этим занимается премоторная кора. При этом часть движений происходит последовательно, часть - параллельно.
- Моторная кора превращает каждое движение в набор мышечных сокращений, разных по силе и скорости. Для того, что бы действия были точные и плавные мотонейроны должны работать синхронно и скоординировано.
Посмотрите на младенца. В первые месяцы жизни все его движения хаотичны и раскоординированы. Любое целенаправленное движение невероятно сложно для младенца. И только спустя месяцы тренировок ребенок уже свободно захватывает погремушку, или строит из больших кубиков башню.
За контролем успешного выполнения выбранной программы отвечает поясная извилина. Поясная извилина помогает сравнивать полученные результаты с ожидаемыми. При этом поясная извилина может изменять алгоритм программы в случае если уровень совпадений ожидаемых и реальных результатов слишком низок. Например предмет, который малыш хотел схватить оказался слишком тяжелый, одной рукой его не поднять. Тогда поясная извилина подает сигнал лобным долям о необходимости коррекции программы: нужно задействовать вторую руку.
Как становится понятно, манипуляция с предметом- это не простые хаотичные движения. Данный этап развития исследовательского поведения возможен только при созревании определенных зон мозга. А так же полноценная манипуляция с предметами невозможна если ребенок не прошел этап поискового поведения.