Учение К.С. Станиславского о «предлагаемых обстоятельствах» достигается при помощи слов «если бы».
Эти два магических (по выражению Станиславского) слова служат толчком, возбудителем нашей внутренней творческой активности.
«Истина страстей, правдоподобие чувствований в предполагаемых обстоятельствах - вот чего требует наш ум от драматического писателя». А.С. Пушкин
Предлагаемые обстоятельства по системе Станиславского.
Станиславский любил приводить слова знаменитого итальянского трагика Томазо Сальвини: «Актер живет, он плачет и смеется на сцене, но, плача и смеясь, он наблюдает свой смех и свои слезы. И в этой двойственной жизни, в этом равновесии между жизнью и игрой состоит искусство»
- Итак, актер прежде всего определяет ту обстановку, в которой он должен действовать.
- Актер должен ответить на вопрос: что бы я сделал, если бы оказался в таких-то обстоятельствах, если бы передо мною встала такая-то цель, если бы меня окружали такие-то люди?
- Актер должен не только логически понять эти предложенные ему обстоятельства, но и представить их себе в образной форме, а для этого он непременно должен жить картинами внутренней жизни данного персонажа, он должен уметь относиться к нарисованному на холсте лесу как к настоящему, к своему партнеру как к отцу, брату, другу, врагу...
Тут на помощь актеру приходит вера в условное как в безусловное, вера в вымышленное как в реальное:
я отношусь к налитому в стакан лимонаду как к вину, свет электрического прожектора согревает меня как луч солнца.
НО!
В сознании актера все время работает проверяющий его «контролер".
Если бы не этот «контролер», то увлеченный "Отелло на самом деле задушил бы Дездемону."
Станиславский говорит о двух важнейших понятиях системы - сверхзадаче и сквозном действии.
Под сверхзадачей Станиславский понимает ту конечную цель, которой добивается данное действующее лицо, ту цель, к достижению которой должны вести все действия роли.
Таким образом, метод воображаемой сценической правды К.С. Станиславский положил в основу достижения актерского мастерства.
«Задачей, стоящей перед воображением актера, - пишет Н.А. Латышева (1985),- является целенаправленное воздействие на глубины подсознания личности и при переводе словесного материала роли в «жизнь человеческого духа» на сцене.
МАГИЧЕСКОЕ "ЕСЛИ БЫ" СТАНИСЛАВСКОГО И "КАК -БУДТО" В ВОКАЛЕ-ЭТО ОДИН И ТОТ ЖЕ МЕТОД.
Воображение актера, по Станиславскому, - процесс, организующий не только психическую, но и телесную жизнь актера, и побуждающий его к целенаправленному действию в условиях сценического вымысла.
Воображение -реальный фактор, воздействующий на центральную нервную систему.
Суть этого воздействия заключается в создании и закреплении актером особого состояния, называемого Станиславским
- «правдой существования на сцене»,
- «верой» при осознании нереальности происходящего на сцене.
Воображение актера способно включать механизм эмоций.
Эти эмоции весьма близки к жизненным, ведут к регистрируемым вегетативным реакциям, т.е. рождают то самое «правдоподобие чувствований», которое вслед за Пушкиным требовал от актера Станиславский.
Следовательно, именно воображение ведет актера через телесные реакции к сценическому самочувствию и формирует творческое поведение, определяя путь становления сценического образа.
Воображение вызывает значительные изменения в деятельности нервной системы с включением вегетативных реакций.
Непосредственная физиологическая реакция на представление может быть у актеров интенсивнее, чем в процессе реального восприятия предмета
об этом свидетельствуют и актеры и исследования ученых- П.В. Симонов, 1962, 1981; М.Н. Валуева, П.М. Ершов, Н.А. Латышева
Как мы видим, художественное воображение решает две важнейшие задачи: во-первых, обеспечивает певцу и актеру (а в опере певец одновременно и актер) создание художественно правдивого сценического образа, а во-вторых, служит вокально-техническим задачам, т.е. обеспечивает оптимальную настройку голосового аппарата певца на основе эмоционально-образных представлений о его работе (метод «как будто»).
Метод "Как-Будто" в вокале.
Применяемый вокалистами метод «как будто» не только доказал свою практическую эффективность, но и находит достаточно серьезное научное обоснование как в наших экспериментальных исследованиях, так и в трудах академических ученых (И.П. Пав лов, А.А. Ухтомский, П.К. Анохин, П.В. Симонов и др.), а также в трудах К.С. Станиславского и его последователей.
Воображаемые представления приводят к реальным телесным изменениям.
Это подтвердили специальные экспериментальные исследования; воображение порождает соответствующие биотоки мозга, мышц, изменяет работу сердца, легких и т.п.
Такие же исследования были проведены и со студентами-вокалистами Московской консерватории в рамках руководимой мною программы «Научные основы художественного творчества» с участием сотрудников лаборатории доктора психологических наук, профессора Э.А. Голубевой и Е.П. Гусевой (ныне доктор психологических наук, профессор), доцента Московской консерватории В.Ф. Жданова (ныне доктор искусствоведения, профессор) и др.
О чем говорят эти опыты?
С помощью воображения или представления можно целенаправленно повлиять как на общее состояние и поведение певца, так и на работу его голосового аппарата.
Представление рождает соответствующее движение, как я пишу в ряде работ (начиная с 1965 г.: Вокальный слух и голос. Тайны вокальной речи, 1967, Резонансная теория пения, 1996 и др.), и, что для нас здесь особенно важно, - характер этого представления, т.е. воображаемой реальности, диктует и характер работы голосового аппарата певца.
Таким образом, широко используемый в практике вокальной педагогики метод «как будто» аналогичен методу предлагаемых обстоятельств К.С. Станиславского, поскольку и там и там реальная действительность заменяется воображаемой, рожденной фантазией актера или певца, причем и там и там - при осознании нереальности происходящего.
Различие между методом Станиславского и нашим вокально-методическим методом «как будто» состоит лишь в том, что Станиславский применял свой метод для совершенствования актерского искусства, а наш метод «как будто» служит для совершенствования певческого искусства, т.е. для целенаправленного воздействия на работу голосового аппарата певца, и что самое главное - для овладения резонансной техникой пения.
Все цитаты в статье взяты из главы "5.2.9. Система К.С. Станиславского и его метод предлагаемых обстоятельств" из книги Морозова В.П. о резонансном пении.
ЭТО КАК РАЗ ВСЕ КАЧЕСТВА ПЕВЦА!
Статьи по теме на канале: