Найти тему
Школа Вокала.

Книги по вокалу.В.П.Морозов "Искусство резонансного пения". Наука в единстве с практикой пения.

В.П. Морозов знает вокал не только как ученый- исследователь, но и как певец. Он хорошо известен вокалистам по своим книгам:

  • «Вокальный слух и голос»
  • «Биофизические основы вокальной речи»
  • «Тайны вокальной речи»

В этой книге он пишет о достижениях науки в изучении певческой техники и о роли резонанса в пении;

  1. Здесь впервые обобщены многолетние работы автора по акустике, физиологии и психологии резонансной техники пения, по экспериментальному изучению активности резонаторов у певцов разной квалификации и при разных техниках пения.
  2. В настоящем издании впервые обозначены и рассматриваются семь важнейших функций певческих резонаторов, обеспечивающих высокие эстетические и технические свойства профессионального певческого голоса.
  3. Впервые активность резонаторов рассматривается во взаимодействии с работой гортани и дыхания, т.е. реализуется системный подход.
  4. Впервые обобщены и проанализированы высказывания мастеров вокального искусства- как российских, так и зарубежных певцов и вокальных педагогов - о резонаторах и резонансной технике пения в сопоставлении с объективными исследованиями их голосов и сделаны выводы вокально-методологического характера.

Книга есть в интернете и в нашей группе ВК,а также можете послушать в аудио формате интересные фрагменты книги.

Мне нравится ,что автор преподносит материал исходя из певческой практики, опирается на практику выдающихся певцов - Ф.И. Шаляпина, Дж. Лаури-Вольпи, М. Каллас, Е.В. Образцовой, Е.Е. Нестеренко, Л. Паваротти и многих других.

Резонансная теория искусства пения - это научно-практическая теория, но как неоднократно подчеркивает автор ,она возникла из практики выдающихся певцов и направлена на совершенствование практики работы над голосом.

«Ничто не должно быть только удовлетворительно. Удовлетворительно только совершенство!» Ф.И.Шаляпин.

В книге же речь и идет о совершенном певческом искусстве, о том, какие законы природы - акустики, физиологии, психологии - лежат в основе этого совершенства.

Научный аспект теории состоит в том, что она восполняет исторически сложившийся дефицит научных знаний о роли резонанса в искусстве пения и устраняет возникший вследствие этого дисбаланс представлений о роли тех или иных частей голосового аппарата.

Так что после прочтения книги у вас будут не только научные представления, но и практические подтверждения.

фото из интернета.
фото из интернета.

Про певцов очень много и интересно написано.

Вот пример про Лемешева.

В целом.

Здесь и природные данные и работа над собой.

Про природные данные и резонатор:

К тому же у него было удивительное устройство гортани и нёба, высокий круглый купол. Причем маленький язычок мягкого неба при вдохе почти исчезал.
Образовывался очень хороший резонатор. Возникало такое ощущение, что все естественно- проточно, так хорошо резонаторы соединялись с дыханием.

Про дыхание:

У него всегда был содержательный звук, потому что он пользовался глубоким дыханием.

Про гортань:

У него очень хорошо опускалась гортань, и звук формировался хороший, плотный, мужественный.

Про вокальную технику:

Вообще надо сказать, что у него техники ради техники не было. Все имело содержание. Иногда, чтобы дать определенную краску - в народной ли песне, или в каком-то романсе - он приподнимал гортань. «Ты знаешь, - говорил он, - вот здесь я немножко приподниму гортань».
В процессе исполнения произведения Сергей Яковлевич мог открыто взять ноту и прикрыть. Он не перетемнял, а чуть прикрывал, начиная от mi. Говорил, что mi должно быть «на страже». Если же требовалось спеть светло, радостно, то он и это делал.

Про ощущения голоса:

Певец ощущает свой голос внутренними чувствами, мышечными, вибрационными. Сергей Яковлевич был сторонником ощущения резонаторов. Но он умел и ощущать гортань, когда это нужно, например, опущенной и свободной.

Про контроль голоса:

Как Сергей Яковлевич контролировал голос, как ощущал не форсированность, силу звука? По слуху? По вибрации? -
Он всегда говорил, что надо уметь себя слушать со стороны. Не только в себе, а как бы со стороны. Чтобы звук был полетным, слышным в последних рядах зала.

Про регистры:

Он считал, что должно все ровно звучать. Он не называл это регистром. Он считал, что снизу доверху все должно идти одинаково. Но естественно, что на каждом отрезке голоса превалируют какие-то определенные резонаторы.
В романсе Дубровского si у Сергея Яковлевича было скорее грудным, чем фальцетным. Он его брал сначала на «пиано», потом развивал почти до «форте» и снова филировал.

Опыт Сергея Яковлевича учит, что главное в обучении пению - не испортить природу голоса , а улучшить ее .

фото из интернета.
фото из интернета.