Закончена реставрация редкого российского дореволюционного велосипеда «Блок-Ройаль» 1914 года постройки. Конструктивно велосипед достаточно обычен для своего времени, но очень интересен для истории техники из-за российского производства. При реставрации пришлось провести целое расследование по конструкции и комплектации этого образца и удалось установить много интересных фактов. Фирма еще с 1880-х годов торговала английскими, американскими и немецкими велосипедами, а с начала ХХ века начала производство собственных веломашин.
При изучении рекламных каталогов и архивной информации стало ясно, что фабрика Торгового Дома «Ж. Блок» не производила самостоятельно весь ассортимент велосипедных комплектующих, а использовала импортные английские и немецкие части. Модели «Блок-Пионер» имели конструкцию и комплектующие английской компании Swift, о чем даже сообщалось на шильдике, а линейка «Ройаль-Блок» явно тяготела к немецкой школе велостроения, но прототип нигде не указывался. Я надеялся установить прототип по характерным элементам конструкции и декора – и мне это удалось!
Рама имеет конструкцию с внутренними узлами – все ее элементы пропаяны изнутри и снаружи. Левый шатун изготовлен воедино с кареточной осью, а правый шатун с ведущей звездой крепится на «конический квадрат». Также довольно характерными оказалась форма и рисунок накатки на гайках штока передней вилки и колесике рулевого демпфера. Среди определяющих факторов оказалась также форма рамок металлических педалей. Все эти элементы однозначно указывали на производителя или, как минимум, на разработчика всех основных элементов велосипеда – германскую компанию Durkopp из города Билефельда. Все комплектующие изготовлены с высочайшим качеством, что подразумевает очень серьезное техническую оснащенность производства. Вариант изготовления этих частей на фабрике «Ж. Блок» в Москве отпадал – фабрика не имела необходимого оборудования и потребных площадей. Судя по отсутствию клейм на деталях и характерных номеров на рамах и некоторым отличиям конструкции от серийной продукции «Дюркоппа», можно считать достоверно установленным факт, что владельцы Торгового Дома «Ж. Блок» заказывали в Билефельде изготовление рам, вилок и основных комплектующих. Некоторые детали (задние втулки, обода, седла и т.п.) приобретались у сторонних производителей в Германии и Великобритании. Красили и собирали велосипеды уже в Москве.
Торговый дом «Ж. Блок» был основан в Москве в 1863 году. Торговал различными механическими устройствами (весами, печатными и швейными машинами, велосипедами, подъемными кранами, лифтами, станками), конторской мебелью и т.п. Владели предприятием Жан, Вильям и Юлий Блоки. Первоначально контора и магазин располагались на углу Кузнецкого моста и Лубянки в доме князя Голицына. Велосипеды появились в ассортименте фирмы в 1880 году, благодаря одному из владельцев – Юлию Ивановичу Блоку, который был увлечен велосипедной ездой, всячески пропагандировал ее и был одним из учредителей первого в России велосипедного объединения – Московского Общества Велосипедистов-Любителей (МОВЛ). В 1889 году открылась слесарно-механическая фабрика, принадлежащая фирме.
Осенью 1893 года завершено строительство здания братьев Третьяковых на углу Кузнецкого моста и ул. Рождественки, часть которого была приспособлена для нужд ТД «Ж. Блок» и где разместились магазин и контора. К началу ХХ века филиалы Торгового Дома имелись в Санкт-Петербурге, Одессе, Киеве, Варшаве, Екатеринбурге, Ташкенте, Ростове-на-Дону; а временные склады на Нижегородской и Ирбитской ярмарках.
В 1894 году в помещении ТД открылась первая в России выставка велосипедов с обширным историческим разделом, представлявшим эволюцию конструкции велосипеда.
Фирма торговала английскими велосипедами Swift, Rudge и Premier; немецкими Durkopp, Zeidel & Naumann, американскими Rambler и Cleveland, а также «Ройаль Блок» и «Блок Пионер» собственной сборки. Торговый Дом «Ж. Блок» прекратил свое существование после большевистского переворота 1917 года, а его владельцы вынуждены были эмигрировать.