27 января 1944 года — День снятия блокады Ленинграда. К этой памятной дате мы хотим приурочить наш рассказ о Василии Ивановиче Малове (1902—1978), легендарном руководителе Северо-Западного пароходства в годы Великой Отечественной войны. Он стал одним из организаторов Дороги жизни, магистрали, которая помогла Ленинграду выстоять. Дорога жизни — не просто трасса, а сложный научный объект, объединивший флот, прибрежную инфраструктуру и коммуникации.
Родившись на пароходе, Василий Малов всю жизнь был связан с флотом. Потомственный речник прошел путь от кочегара на судах до главы одного из крупнейших советских пароходств и генерал-директора флота.
В тему:
➡️ Волга по наследству. Как волжский капитан Матвей Канатов прославил речную династию.
Храбрый кочегар
В биографии Василия Малова указано, что он родился в 1902 году в ярославском селе Малая Режа, которое сегодня скрыто под волнами Рыбинского водохранилища. На самом деле наш герой появился на свет на борту колесного парохода «Виктория», где помощником машиниста трудился его отец Иван Сергеевич, крестьянин из ярославской глубинки.
Выросший на Волге Вася в 13 лет окончил Серебряковское двухклассное училище и сразу вслед за отцом пошел на флот. Начинал с кочегара на частных пароходах в Рыбинске, Нижнем Новгороде и Твери. Это распространенная практика среди волгарей — коренастые и сильные юноши устраивались на суда кочегарами, матросами, масленщиками, следившими за работой паровой машины. К примеру, великий летчик Валерий Чкалов в юности трудился кочегаром на волжском пароходе «Баян» и говорил, что водники научили его жизни. О наставнике легенды российской авиации читайте в нашей статье👇🏼
⚓ Капитан Бармин и его кочегар – великий летчик Чкалов.
Вот и для Василия Малова «первым университетом» стали волжские пароходы. Из кочегара и масленщика после национализации флота парень перешел в помощники судового машиниста. По словам военного историка Юрия Квятковского, в Гражданскую он добровольно вступил в Волжскую военную флотилию и служил на канонерской лодке «Ваня-коммунист». Бывший буксир «Дегтярев», построенный в 1911 году в Нижнем Новгороде, в 1918-м назвали в честь легендарного судна флотилии, погибшего в бою вместе с его командиром, героем революции Николаем Маркиным. Подробности вы можете прочитать на нашем канале 👇🏼
⚓ Легенда о «Ване-коммунисте»: одно имя и четыре поколения судов.
Василий Малов, несмотря на юный возраст, был храбрым малым и наравне со старшими товарищами участвовал в боях против войск Колчака на Каме. Экипаж «Вани-коммуниста» освобождал пленных красноармейцев из плавучих тюрем («барж смерти»). В одном из таких столкновений с колчаковцами парень получил тяжелое осколочное ранение в ногу и был демобилизован.
Читайте также:
⚓Баталии на Волге — чем закончилось противостояние двух флотилий в Гражданскую войну?
Вернувшись домой, Василий Малов решил продолжить образование и в 1921 году поступил в Рыбинский техникум водного транспорта на судового механика, но вскоре перевелся на судоводительское отделение. Учебную практику проходил в должности рулевого, помощника капитана. В архивах сохранилось удостоверение, выданное гражданину Малову для получения диплома. Документ гласил: «В навигацию 1923 года в течение 7 месяцев он служил на буксирном пароходе “Весовщик” в должности командира и в навигацию 1924 года на буксирном пароходе “Санитар” в должности помощника командира 7 месяцев».
Получается, что в 21 год наш герой стал капитаном судна! По окончании техникума Малов получил специальность техника-судоводителя и был призван в армию, учился в Школе комсостава Рабоче-Крестьянской Красной Армии и служил в 6-й Орловской дивизии.
В 1925 году Василий Малов вернулся на Волгу — теперь вся его жизнь будет связана с флотом. Сначала трудился на судах, а с 1929-го благодаря большому речному опыту и организаторским способностям занимал руководящие должности в Рыбинском районном управлении водного транспорта, прошел путь от старшего контролера флотского контроля, начальника пристани и председателя районной плановой комиссии до начальника управления.
Приказ — «немедленно вылететь в Ленинград»
В 1934-м началась новая глава жизни Василия Малова. Сначала его перевели в Ленинград — он работал замом главного диспетчера Северо-Западного речного пароходства, повышал квалификацию в Ленинградском институте инженеров водного транспорта. В 1939-м Василия Ивановича отправили в Москву, в Наркомат речного флота СССР, где он, молодой еще человек, возглавил Северное центральное управление речного флота (ЦУРФ). В его ведении — пять речных пароходств северо-западного водного бассейна.
Вскоре началась советско-финская война, и Василия Ивановича Малова командировали на Ладогу, где он обеспечивал перевозку войск, высадку десанта и эвакуацию раненых силами Северо-Западного речного пароходства и Ладожской военной флотилии. Этот опыт совсем скоро пригодится и ему, и его подчиненным. Во время Великой Отечественной Малову быстро удалось перестроить работу гражданского речного флота для решения военных задач.
22 июня 1941 года Малов получил приказ наркома речфлота «немедленно вылететь в Ленинград». Ему предстояло руководить эвакуацией населения, промоборудования и транспортного флота в тыл, а также обеспечивать перевозку военных, боеприпасов, горючего и продовольствия для нужд фронта.
«Весь период блокады Ленинграда Малов непрерывно находится на самых важных и трудных участках Северо-Западного бассейна как начальник Северного ЦУРФа и одновременно как чрезвычайный уполномоченный Наркомречфлота в ставках Ленинградского, Волховского и Северного фронтов, в Ладожской и Онежской военных флотилиях. Он организует эвакуацию крупнотоннажных грузовых и пассажирских судов и наиболее ценного оборудования предприятий, работу баз перевалки грузов для фронта и блокадного Ленинграда. Под его началом вывозят мирное население по Ладоге, Волхову, Свири, Онежскому озеру, Вытегре, через каналы и шлюзы Мариинской системы, верховья Волги. При этом суда работают под постоянными артобстрелами и воздушными налетами фашистов, а также вражеских диверсионных групп», — писал военный историк Юрий Квятковский.
38 шлюзов Мариинки, которую начали создавать еще в XVIII веке, устарели и не были приспособлены для прохождения крупных судов. Приходилось уменьшать их габариты и осадку. По инициативе Василия Малова в Вытегре Вологодской области организовали базу перевалки грузов, где суда частично разбирали, чтобы они могли пройти через старинные гидросооружения Мариинской системы. Затем суда собирали в Череповце или других пунктах на Волге и Каме. И сразу в бой! Часть вывезенного флота участвовала в Сталинградской битве в составе Волжской военной флотилии.
Языком цифр
В первую военную навигацию речники северо-запада под руководством Малова отправили из Ленинграда в Череповец, Рыбинск и Вологду 33 недостроенных судна и 260 барж с оборудованием (около 70 тыс. тонн), эвакуировали более 120 тыс. человек. В этих перевозках участвовало 17 пассажирских судов, 340 буксиров и около 500 барж.
По Дороге жизни — к Победе
В конце августа 1941-го враг перерезал последнюю железнодорожную линию, отделив Ленинград от большой страны. Снабжать окруженный город можно было только водным путем. Приказы Малову летели как молнии: эвакуировать населения, руководить перевозками на Петрозаводском участке военных действий, срочно перебросить речные предприятия со Свири на Волгу — эвакуировали судоремонтные заводы и пристани, а также хозяйство строительства Свирской ГЭС из Подпорожья.
«С началом ледостава новый приказ — весь флот и оборудование Череповецких мастерских отправить через Рыбинск в разные пункты Волжского бассейна. Шли во льдах. На Волге, у Костромы, вмерзли в лед 275 пароходов и барж с оборудованием заводов Москвы, Калинина, Рыбинска. Экипажи и специалисты, сопровождавшие грузы — несколько тысяч человек — остались без топлива и теплой одежды. Малову пришлось срочно принимать меры. Людей собрали на нескольких десятках отапливаемых пароходов, нашли жилье на берегу, наладили снабжение, организовали плавмастерские. Весь эвакуированный флот из ледяного плена самоотверженным трудом водников был сохранен и подготовлен к навигации», — писал историк Квятковский.
Кстати, именно после этой сложной операции Василий Иванович единственный раз за три военных навигации увиделся с семьей. Как вспоминала старшая дочь Малова Гертруда Васильевна, его вызвали из Костромы в Куйбышев, на доклад к наркому речфлота. И он ненадолго заехал в Ульяновск, куда была эвакуирована супруга Александра Ивановна с детьми. «Увидев сильно похудевшего, уставшего отца, пытались узнать о Ленинграде, об ужасах блокады, но он со свойственной немногословностью уходил от ответа. О своем военном пути папа никогда не рассказывал», — писала дочь.
В январе 1942-го в блокадном Ленинграде Василий Иванович Малов стал одним из организаторов Дороги жизни. Знаменитая транспортная магистраль через Ладогу была спасением для осажденного города: в навигацию она соединяла город с «большой землей» по воде, зимой по льду. Чтобы Дорога жизни функционировала, во фронтовых условиях строили новые суда и ремонтировали поврежденные, проложили по дну нефтепровод и «кабель жизни» для передачи электричества, возводили новые пристани и причалы, расширяли действующие порты. Грузы перевозили на несамоходных баржах, которые тащили буксиры или корабли Ладожской военной флотилии. Для эвакуации из Ленинграда железнодорожного подвижного состава и доставки грузов в город прямо в вагонах, без перегрузки, устроили паромную переправу. И если в начале навигации 1942-го ладожские порты принимали около 20 судов, то к концу — 80 одновременно. По предложению Малова была открыта малая Дорога жизни на реке Мста, недалеко от Новгорода, для обеспечения Волховского фронта.
За большой вклад в защиту города-героя В.И. Малова наградили орденом Трудового Красного Знамени и медалью «За оборону Ленинграда». После снятия блокады Владимир Иванович возглавил Северо-Западное речное пароходство, отлично ему знакомое. Впереди был еще один военный год, поэтому пришлось решать задачи и фронтовые, и гражданские — восстановить разрушенную инфраструктуру, от пристаней до заводов, организовать судоходство на освобожденных водных трассах, обновить флот, наладить быт водников. За успешное возрождение речного хозяйства и самоотверженный труд коллектив СЗРП под руководством Малова в конце 1944 года отметили знаменем Госкомитета обороны, переданным на постоянное хранение в пароходство. Речники трудились, не жалея себя, — предприятию не хватало 60% сотрудников.
Подробнее о подвиге водников северо-запада читайте в нашем материале:
⚓ Флотилия героев: подвиг экипажей Северо-Западного пароходства во время блокады Ленинграда.
В представлении к ордену Отечественной войны II степени описана работа потомственного речника Василия Ивановича Малова в годы войны:
«Зная хорошо флот и командные кадры, Малов В.И. обеспечил выполнение заданий ГКО, Военного совета Ленинградского фронта и Краснознаменного Балтийского флота по перевозкам вооружения, боеприпасов, продовольствия и военных операций на Ладожском озере. С опасностью для жизни, часто под бомбежками противника Малов В.И. на месте руководил работами по спасению флота, восстановлению разрушенных причалов. Будучи начальником Северо-Западного речного пароходства, в 1944 году руководил подготовкой по высадке десанта для форсирования р. Свирь и Ладожского озера (уникальная операция Карельского фронта, которая позволила освободить большую часть Карелии — Авт.)».
В мае 1948 года Василию Ивановичу Малову присвоили персональное звание высшего начальствующего состава — генерал-директор речного флота III ранга.
«Эпоха Малова»
Почти 20 лет после войны Василий Иванович возглавлял СЗРП, одно из крупнейших судоходных предприятий СССР. Это время называют «эпохой Малова» как образец трудовой самоотдачи в истории речного судоходства на северо-западе. С первого дня службы в новой должности опытный речник и руководитель отдавал все силы восстановлению и укреплению пароходства, не уставая заботиться и о рядовых работниках.
В послевоенные годы под началом В.И. Малова Северо-Западное речное пароходство регулярно перевыполняло план перевозок и вышло в передовики. В 1950-е флот пополнился новыми комфортабельными трехпалубными пассажирскими теплоходами и судами класса «река-море». Началась подготовка СЗРП к расширению зоны плавания: коллектив пароходства осваивал новые туристические линии на волжском направлении, начал реализовать концепцию смешанного, в том числе заграничного, плавания грузовых судов.
В начале 1960-х врачи настояли на заслуженном отдыхе, и Василию Ивановичу пришлось оставить ответственный пост. Но он продолжил трудиться — передавал опыт и знания речникам, повышающим квалификацию на курсах усовершенствования руководящего состава водного транспорта.
У нашего героя большая семья, пятеро детей. Сыновья пошли по стопам отца и связали свою жизнь с флотом. Имя Василия Малова с 1992 года носит сухогруз «Балтийский» смешанного класса «река-море», построенный в 1978-м в Финляндии.
Читайте также:
⚓«Девочка-капитан»: героическая история Валентины Ухановой на «Дороге жизни».
⚓ Речники на защите Ленинграда: истории о мужестве и самоотверженности.