Найти в Дзене

Николай Маркин: как бесстрашный балтийский моряк в 25 лет создал Волжскую военную флотилию и погиб за свою команду

Туристы, прибывающие на теплоходах в Нижний Новгород, сходят на берег у здания Волжского пароходства и гуляют по площади Маркина, любуются её ухоженным видом, красивым фонтаном. 105 лет назад произошло событие, благодаря которому площадь получила своё название. В 1918 году вышло постановление наркома по морским делам о создании волжской военной флотилии. Базой военного флота был выбран Нижний Новгород, имевший судостроительные предприятия и крупный речной порт. Организацию флотилии было решено поручить матросу Балтийского флота Николаю Маркину. 💡Подпишитесь на канал «История Волжского пароходства» — отправимся вместе в увлекательное путешествие длиной 180 лет! Неутомимый комиссар Весной 1918 года в Самаре начался контрреволюционный мятеж, положивший начало Гражданской войне. Вслед за Самарой заполыхали практически всё Поволжье, Урал, Сибирь и южные губернии России. Ожесточённые бои шли за Волгу: некоторые поволжские города несколько раз переходили из рук в руки. А вот на речном фарват
Оглавление

Туристы, прибывающие на теплоходах в Нижний Новгород, сходят на берег у здания Волжского пароходства и гуляют по площади Маркина, любуются её ухоженным видом, красивым фонтаном. 105 лет назад произошло событие, благодаря которому площадь получила своё название.

В 1918 году вышло постановление наркома по морским делам о создании волжской военной флотилии. Базой военного флота был выбран Нижний Новгород, имевший судостроительные предприятия и крупный речной порт. Организацию флотилии было решено поручить матросу Балтийского флота Николаю Маркину.

💡Подпишитесь на канал «История Волжского пароходства» — отправимся вместе в увлекательное путешествие длиной 180 лет!

Неутомимый комиссар

Весной 1918 года в Самаре начался контрреволюционный мятеж, положивший начало Гражданской войне. Вслед за Самарой заполыхали практически всё Поволжье, Урал, Сибирь и южные губернии России. Ожесточённые бои шли за Волгу: некоторые поволжские города несколько раз переходили из рук в руки. А вот на речном фарватере безраздельно господствовала белогвардейская флотилия адмирала Старка. Своих боевых кораблей у большевиков на Волге пока не было.

20 июня по решению Советского правительства в Нижний Новгород прибыл военный моряк, коммунист Николай Григорьевич Маркин. Он должен был создать вооружённую флотилию на Волге для борьбы с контрреволюцией и наладить охрану речного транспорта.

Николай Маркин (Фото из открытых интернет-источников)
Николай Маркин (Фото из открытых интернет-источников)

Этот бесстрашный балтийский моряк в свои неполные 25 лет успел посидеть в тюрьме за революционную агитацию, принять участие в штурме Зимнего дворца и аресте министров Временного правительства, поработать в Народном комиссариате иностранных дел.

И вот вместе с другими матросами при поддержке нижегородских рабочих он приступил к созданию Волжской военной флотилии, комиссаром которой был назначен. Личный состав вооружённых пароходов в основном комплектовался из числа моряков Черноморского и Балтийского флотов. Вооружением судов руководили присланные из центра инженеры. Однако кадровых военных моряков не хватало, поэтому на военно-морскую службу зачисляли волжских речников.

Кипучая деятельность неутомимого комиссара не прекращалась ни днём, ни ночью. Маркин находил буксиры, катера и пароходы с хорошим оборудованием и небольшой осадкой. Суда направлял в затоны для ремонта и вооружения. Рабочие нижегородских заводов с большим воодушевлением выполняли заказы для военной флотилии.

В тему:

Один за всех и все за одного! Что связывает бурлаков и мушкетеров?

Освобождение узников «баржи смерти» — за час до расстрела

Николай Маркин собрал группу кораблей: 5 вооружённых судов, 4 плавучих батареи и 4 катера. Комиссар отправил их на защиту подступов к Казани. Кроме огневой поддержки береговых частей, флотилия охраняла мост через Волгу, который белые безуспешно пытались захватить или разрушить. Редкий день обходился без схватки.

Однажды «сормовские канонерки» отогнали от моста вражеский бронепоезд, нанеся ему такие серьёзные повреждения, что он больше не смог участвовать в боях за город. В другой раз часть судовых команд была вынуждена покинуть корабельные палубы и в врукопашную схватиться с белогвардейцами, прорвавшимися к мосту.

Одним из самых громких успехов отряда кораблей Волжской военной флотилии стало освобождение узников «баржи смерти» — колчаковской плавучей тюрьмы.

На Каме стояли две баржи, в которых белые размещали всех «лишних» заключенных. После захвата Сарапула на одной из них за нескольких дней расстреляли 150 человек из 600 арестантов.

Адмирал Старк получил приказ Колчака: из-за быстрого приближения частей Красной Армии затопить плавучую тюрьму вместе со всеми заключёнными. Трём канонеркам Волжской флотилии во главе с «Волгарём-добровольцем» удалось отбить и отбуксировать баржу из села Гольяны в Сарапул буквально за несколько часов до исполнения изуверского приказа «чёрного адмирала». Были спасены сотни жизней. Вторую баржу, к сожалению, белые сожгли вместе с арестантами при отступлении.

Решающий штурм и геройство Маркина

Чудеса геройства и отваги проявил под Казанью Николай Маркин, командовавший канонеркой «Ваня -коммунист». На неизвестно откуда взявшемся стареньком, дребезжащем, готовом вот-вот развалиться гидроплане он вылетал на разведку береговых батарей. Несколько раз ночами спускался по течению реки в юрком двухвёсельном ялике, намеренно обозначив себя несколькими лампами.

Гибель_парохода_«Ваня-коммунист» (Фото из открытых интернет-источников)
Гибель_парохода_«Ваня-коммунист» (Фото из открытых интернет-источников)

Пока белые яростно обстреливали «корабль красных», разведчики-наблюдатели засекали их огневые точки, на которые плавучая батарея флотилии с рассветом обрушивала дальнобойные снаряды. А в это время комиссара, с трудом добравшегося до берега, оглушённого и закоченевшего, в кубрике его родной канонерской лодки команда отпаивала горячим душистым чаем.

В день решающего штурма Маркин во главе отряда из 60 моряков-добровольцев захватил плацдарм в районе волжских пристаней, на который вскоре корабли флотилии высадили десант. С других сторон в город ворвались сухопутные части Красной Армии.

1 октября 1918 года у села Пьяный Бор высадился небольшой отряд красноармейцев для проведения разведки. Корабли флотилии — три канонерки и миноносец «Прыткий» — встали на якоря в ожидании результатов: за речным поворотом и мысом вполне мог стоять адмирал со своими основными силами.

Когда у села затрещали пулеметы, «Коммунист» первым снялся с якоря и устремился к месту боя. И тут отвага Маркина сыграла с ним злую шутку: шедшая следом канонерка, выполняя разворот, наскочила на мель, перегородив речной фарватер остальным кораблям отряда. Миноносец «Прыткий» вынужден был спасать ситуацию, а корабль комиссара флотилии в это время уже скрылся за камским мысом. Через несколько минут там раздались орудийные выстрелы, прогремело несколько взрывов, из-за береговой кручи в небо повалил густой чёрный дым.

Освободив фарватер, миноносец рванул к месту боя. Подмога пришла поздно: охваченный пламенем, «Коммунист» стремительно погружался в камские волны. Личный состав канонерки сражался героически. Вокруг рвались снаряды, всё горело. Но комиссар и пулемётчики стреляли по противнику до тех пор, пока были силы. Когда огонь приблизился к артиллерийскому погребу, угрожая взрывом, Маркин приказал команде оставить корабль и спасаться вплавь. Моряки бросились в воду. На помощь им пришли два быстроходных катера и шлюпки, спущенные с миноносца. Было спасено 50 человек, 30 погибло.

Сам Маркин, стоя на мостике, до последней минуты обстреливал врага из пулемёта и погиб в бою, прикрывая своих товарищей. Так они и скрылись под водой — «Коммунист» и комиссар.

В скупых строках донесения командующего флотилией было сказано:

«…в ожесточённом бою нашей флотилии с судами и береговой артиллерией противника погиб вооружённый пароход «Коммунист». На нём погиб и т. Николай Григорьевич Маркин, революционный герой, один из основателей и самых энергичных созидателей нашей молодой флотилии. Его смерть является тягчайшей и абсолютно незаменимой утратой как для флотилии, так и для всей Советской Республики. Вечная память отважному революционеру».

Герой прожил всего четверть века…

(Статья подготовлена по материалам монографии кандидата исторических наук И. А. Рычкова)

Читайте также:

1914-1918 годы: развитие флота на Волге и трагические уроки войны.