Тринадцатилетняя Валентина Уханова, шкипер Северо-Западного пароходства, всю войну управляла сухогрузной баржей «Фонтанка». Вместе с мамой они вывозили людей из блокадного Ленинграда и доставляли грузы в осажденный город.
В 12 лет Валентина знала, как провести судно по фарватеру, а уже через год, несмотря на правила, устроилась матросом, но выполняла при этом все обязанности капитана.
Новую историю о стойкости, смелости и самоотверженности речников в годы Великой Отечественной войны читайте на нашем канале «История Волжского пароходства».
В тему:
⚓ Алексеевна. История Эльзы Меркуловой, женщины-капитана грузовых судов на Волге.
«В 12 лет выучила, как провести судно по фарватеру»
Валентина Уханова родилась в 1930 году в деревне Перхурьево Вологодской области. «Мечтала о работе следователя, а стала капитаном баржи», — шутит Валентина Федоровна.
На флот наша героиня попала в 4 года. Ее мама с 1934-го работала матросом, девочку не с кем было оставить. Великая Отечественная война застала семью на барже «Фонтанка» Северо-Западного речного пароходства. 11-летняя Валя помогала маме, плавала с ней по маршруту Новгород - Ленинград. «Фонтанка» — деревянный полупалубный сухогруз грузоподъемностью 450 тонн. Судно использовалось во время блокады Ленинграда для эвакуации людей, доставки продовольствия и боеприпасов для Ладожской военной флотилии, в состав которой и входила «Фонтанка».
Моряки и речники Ладожской флотилии и Северо-Западного речного пароходства охраняли «Дорогу жизни» и помогали осажденному городу. За 872 дня блокады Ленинграда флот перевез свыше 2 млн тонн грузов и более 1 млн человек. Подробнее об этом читайте в нашей статье:
⚓ Речники на защите Ленинграда: истории о мужестве и самоотверженности.
Частью этой большой истории и была семья Валентины Ухановой. В конце июня 1941 года «Фонтанка» прибыла в Новгород. Во время погрузки дров по рации передали: немцы напали на СССР. Команда баржи начала помогать эвакуировать население. Дети и старики плыли на борту, а взрослые шли пешком, гнали скотину. Выгрузив пассажиров, баржа отправилась в Ленинград и перешла под командование воинской части.
А дальше была тяжелая фронтовая работа на Ладоге. Судно ходило и на Балтику, и в Осиновец, возило продукты в осажденный Ленинград. «Фонтанка» доставляла боеприпасы на легендарный «Невский пятачок» и забирала раненых бойцов. Это был сложнейший труд под обстрелами, особенно для ребенка. На глазах Вали десятки кораблей с сотнями раненых беспощадно бомбили немецкие самолеты.
«Конечно, было страшно. Но привыкаешь. Надо работать! Детства и юности у меня не было. В 12 лет я училась, как читать створные знаки, как провести судно по фарватеру и как крепить грузы на палубе», — вспоминала Валентина Федоровна.
«Валенька, держись!»
Трудовую книжку Валентина Уханова получила в 13 лет. Шел 1943 год. Блокада Ленинграда продолжалась. Капитана «Фонтанки» призвали на фронт. Теперь команда баржи состояла из двух человек: мамы и дочки. Управление судном должны были передать матери, но малограмотная деревенская женщина не могла исполнять эти обязанности. А Валентина уже к тому времени изучила премудрости судовождения.
Девочка пришла в отдел кадров пароходства устраиваться. Оформить могли только матросом (не капитаном же), но и то с 14 лет. Думали-думали, что с ней делать. Послали в поликлинику: дескать, если врачи добро дадут, трудоустроим матросом. Доктора посмотрели на хрупкую невысокую девочку, провели медосмотр: «Девочка, ну что с тобой делать! Держи справку — здорова. Лет на 14 сойдешь».
Формально Валентина Уханова числилась матросом, а мама — командиром судна, но по факту именно Валя выполняла обязанности капитана баржи. Вспоминала, как сложно было проходить шлюзы. Нужно было четко управлять судном, держать баржу. Капитаны других судов по рации подбадривали девушку: «Валенька, ты там осторожнее, держись!». В шутку ее называли — «девочка-капитан».
И Валенька держалась. И на шлюзах, и во время бомбежек. И во время зимовки в блокадном Ленинграде. Суровые зимние месяцы мама с дочкой провели у Тучкова моста, прямо на барже — занимались ремонтом судна, выполняли разные подсобные работы. За свой труд получали продукты, так и выжили. Однажды Вале не выдали карточки. Помогло только вмешательство начальника Северо-Западного речного пароходства Василия Малова, который случайно заметил заплаканную девчонку. В войну он занимался организацией флота в блокадном Ленинграде и управлением водными перевозками по «Дороге жизни».
«Все, что показывают в кинохронике, я испытала на себе», — призналась в интервью Валентина Федоровна.
День Победы наша героиня запомнила очень хорошо — 9 мая 1945 года родился брат Валентины Ухановой Сергей. Мама не сразу оправилась от родов, и Валя помогала с малышом, кормила пережеванным хлебом с сахаром.
После войны Валентина Уханова сдала экзамен и в феврале 1948-го получила свидетельство шкипера речной сухогрузной баржи.
Кстати, мы уже рассказывали на канале «История Волжского пароходства» о Марии Галяткиной (Поповой), фронтовичке, первой женщине-капитане на Волге. В годы войны она создала и возглавила женский экипаж буксирного парохода «Краснознаменец». Девчонки совсем юные: 15-17-летние красавицы, а капитану 23. Подробнее читайте в нашей статье:
⚓ Мария Галяткина: первая женщина-капитан на Волге.
Сохранить память
Валентина Уханова проработала в Северо-Западном речном пароходстве до 1952-го. Она не раз признавалась, что скучала по флоту и водной стихии. Валентина Федоровна вышла замуж, стала мамой двоих детей. Пришлось сойти на берег. Спустя годы по стопам мамы пошел сын Геннадий: из матросов дорос до капитана.
Вклад Валентины Ухановой в дело Победы был отмечен несколькими наградами, которые были утрачены. Благодаря совместным поискам сотрудников музея Морской технической академии имени адмирала Д.Н. Сенявина и членов ветеранских организаций в архивах нашли подлинные документы о награждении Валентины Федоровны медалями «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией». Ветерану вручили заслуженные награды в 2021 году.
Валентина Федоровна долгие годы занималась общественной деятельностью, встречалась с молодежью, рассказывала о войне. В группе энтузиастов была инициатором создания музея истории Северо-Западного речного пароходства в поселке Новая Ладога на берегу реки Волхов, где в годы войны размещался штаб водной «Дороги жизни».
Летом 2024 года Валентины Федоровны Ухановой не стало. Ее воспоминания сохранились в многочисленных интервью, репортажах и сердцах тех людей, кому посчастливилось с ней встречаться. Мы будем помнить и чтить подвиг Валентины Ухановой и всех героев-речников, которые защищали Родину во имя жизни.
Читайте также:
Читайте также по теме: «Женщины на флоте»:
⚓ Первая на мостике: невероятная история легендарного капитана Анны Щетининой.
⚓«Речники – народ особый»: история храброго штурмана Валентины Князевой