Мариинская водная система, задуманная еще Петром I, — одно из выдающихся гидротехнических сооружений мира.
В юбилейный год Волжского пароходства продолжаем изучать историю развития водных путей России.
💡Подпишитесь на канал «История Волжского пароходства», и мы отправимся вместе в увлекательное путешествие длиной в 180 лет!
Эпоха больших дел
Трудно переоценить значение петровских времен для судьбы российского флота. Именно Петр I принял решение активно использовать внутренние водные маршруты для сообщения с Балтийским и Белым морями. Его реформа была направлена на соединение Воли и ее притоков с портами Приазовья и Балтики.
📌Первым масштабным проектом гидротехнических работ в правление Петра стала попытка в начале XVIII века связать Волгу и Дон, используя систему каналов и углубленные русла малых рек. Большая часть работ была выполнена под руководством англичанина Джона Перри.
Настоящим достижением в сфере гидростроительства историки называют создание Вышневолоцкой водной системы, которая обеспечила проход судов с Верхней Волги в Санкт-Петербург. Начало этой системе положил петровский указ от 12 января 1703 года о сооружении канала между реками Тверцой (притоком Волги) и Цной, впадавшей в озеро Мстино. Из этого водоема по реке Мсте и затем по Волхову можно было попасть на Ладогу, а затем — на Неву и к Балтийскому морю.
Курировал работы князь Матвей Гагарин, техническими вопросами руководила группа голландских мастеров. Трехкилометровый канал назвали Гагаринским, в честь князя. Не обошлось и без инженерных ошибок — за реконструкцию взялся купец и гидротехник-самоучка Михаил Сердюков. Петр I одобрил инициативу и передал Вышневолоцкий судоходный путь в частное управление.
📌 Параллельно по распоряжению Петра I началось строительство канала между Волховом и Невой, который позволил бы судам миновать неспокойные воды Ладоги. К 1722 году Вышневолоцкая система была приведена Сердюковым в удовлетворительное судоходное состояние. Но воды в ней не хватало, возникали трудности с проходом многочисленных грузов в Санкт-Петербург. Чтобы решить эту проблему, в 1740 году соорудили первое в России Заводское водохранилище площадью около 6,8 км2.
Позже благодаря передовым гидротехническим идеям Сердюкову удалось превратить Вышневолоцкий водный путь в эффективное предприятие.
«Оделись в гранит»: как императрицы продолжали идеи Петра
Многие инициативы Петра I получили развитие в середине XVIII века благодаря императрице Елизавете.
По оценкам историков, переломным периодом для судоходства по внутренним водным маршрутам считается время правления Екатерины II (1762–1794 гг.). Впервые в российской истории развитие судоходного дела стало объектом такой вдумчивой и системной регламентации, которая заложила основу для реального улучшения «водоходства» на всей территории империи.
Правление Екатерины II благотворно сказалось и на совершенствовании Вышневолоцкой водной системы, которую в 1774 году родственники купца Сердюкова передали в казенное ведение. Забота о ней легла на плечи новгородского губернатора Якова Сиверса, которого назначили директором «водяных коммуникаций» трех губерний (Санкт-Петербургской, Новгородской и Тверской).
В новой должности Сиверс занимался модернизацией гидросооружений (в частности, заменой деревянных плотин каменными), включением в водную систему ряда близлежащих озер, что в целом значительно улучшило проход судов из Волги на Балтику.
Интересный факт:
В 1785 году императрица Екатерина II лично ознакомилась с состоянием водной системы, отправившись по ней на барке в сопровождении других судов. Путь от Боровичей до Петербурга занял 10 дней.
Совершенствование Вышневолоцкой системы продолжилось в конце XVIII века. «Оделись в гранит» плотины и шлюзы. Был проложен канал, позволивший судам проходить напрямую из Мсты в Волхов, минуя опасные мели в нижнем течении реки и «буйное» озеро Ильмень. Реконструировали дамбы и плотины Заводского водохранилища и других водоемов, питавших зоны прохода судов.
Водный путь длиной в тысячу километров
В 1798 году, в правление Павла I, был основан Департамент водяных коммуникаций, который должен был решить накопившиеся проблемы на внутренних водных путях. В 1801 году ведомство возглавил государственный деятель и меценат Николай Румянцев. Именно в бытность Румянцева развернулись масштабные гидростроительные работы. Построили еще один канал, десятки плотин и шлюзов.
Новая единая система была названа в честь императрицы Марии Федоровны, супруги Павла I и матери Александра I и Николая I, которая вложила в строительство первую значительную сумму (400 тысяч рублей).
21 июля 1810 года — официальное открытие судоходства по Мариинской водной системе. Так давние мечты Петра I о регулярном и разветвленном сообщении между Волгой и Балтикой воплощались в жизнь.
Мариинская система состояла как из природных, так и искусственных водных путей. На протяжении всей водной системы построили 28 шлюзов. Для безопасного сообщения вокруг озер Белого, Онежского и Ладожского прорыли обходные каналы.
Самый протяженный в стране водный путь простирался на 1125 км.
В дальнейшем сеть каналов неоднократно реконструировали и совершенствовали. В 1964 году Мариинская система стала частью Волго-Балтийского водного пути.
Читайте также:
Время потрясений. Волжское пароходство в эпоху революции и после.
Три вехи в истории Волжского пароходства. От XIX века к XXI.