Весной 1918 года в Самаре вспыхнул мятеж, положивший начало Гражданской войне. Происходившие тогда события полностью перестроили жизнь в стране. Кардинально изменилась работа водного транспорта. С какими трудностями в этот период столкнулись речники, как восстанавливали суда и создавали новую флотилию?
💡Подпишитесь на канал «История Волжского пароходства» — отправимся вместе в увлекательное путешествие длиной 180 лет!
Пробки на главной водной артерии страны
Условия первой советской навигации были неблагоприятными. Хозяйство страны в разрухе: остро не хватало строительных и ремонтных материалов, денег, рабочей силы и продовольствия. Ситуацию осложнял активный саботаж судовладельцев. Не желавших сотрудничать с новой властью. Речники сумели преодолеть все трудности и к началу навигации отремонтировали значительную часть флота.
Но захват белыми Самары в июне 1918 года нарушили регулярное судоходство на главной водной артерии страны — Волге. Только из-за «самарской пробки» сквозное сообщение на реке прекратилось на несколько месяцев (с 7 июня по 8 октября). В нижнем плесе Волги скопились грузы, в то время как много свободных пароходов осталось выше Казани, а в среднем течении Волги был свободный тоннаж, но не было достаточного количества грузов. Простаивающие без дела пароходы поставили на прикол, а часть отправили в затоны.
Вслед за Самарой Гражданская война захватила Поволжье, Урал, Сибирь и южные губернии России. Белым удалось создать плацдарм на правом берегу Волги от Казани до Вольска. Работа речного транспорта была парализована на большей части реки.
Суда для перевозки хлеба были отрезаны на верхнем плесе реки, выше Симбирска (ныне Ульяновск) и не могли обслуживать пристани житницы Нижней Волги. Остро не хватало пассажирских судов на юге, из-за чего хлынувший с Северного Кавказа поток беженцев пришлось перевозить на небольших баржах. Люди теснились на пристанях, в некоторых пунктах были очаги холеры.
Нефтяные караваны, отрезанные на нижнем плесе Волги, не могли доставить топливо в центральные промышленные районы, предприятия пришлось останавливать. Значительная часть верхне - волжского флота была поставлена на прикол. Суда начали переводить на дровяное и торфяное топливо. Причиной топливного кризиса, кроме трудностей с доставкой, стало резкое падение нефтедобычи, в результате чего завоз нефти в Астрахань сократился более чем в 5 раз.
Читайте также:
👉Как в июне 1919 года в страшном пожаре погиб Камский речной флот.
Как привлекали добровольцев на флот
Бои за Волгу продолжались: некоторые поволжские города переходили из рук в руки. Но на речном фарватере господствовала белогвардейская флотилия адмирала Старка. У большевиков своих боевых кораблей на Волге еще не было.
Белые готовили наступление с волжского плацдарма на Москву. Нижний Новгород стал последним форпостом на подступах к столице. 13 июня 1918 года создан Восточный фронт, который стал центральным в Гражданской войне тем летом.
Для помощи войскам советское правительство решило сформировать Волжскую военную флотилию. В Нижнем Новгороде работали судостроительные и другие заводы, был крупный речной порт. Поэтому город сделали основной базой для флотилии. Руководил всем процессом матрос Балтийского флота, большевик Николай Маркин. Полномочия у него были широкие: всем советским, военным и военно-морским властям, а также общественным организациям предписано оказывать ему всякое содействие.
Молодой и отчаянный балтийский моряк — личность действительно легендарная, талантливый организатор. Мы уже рассказывали об этом человеке и его роли в формировании Волжской флотилии. Подробнее читайте в нашей статье👇
Вместе с единомышленниками при поддержке местных большевистских организаций и при активном участии рабочих Маркин приступил к созданию флотилии, комиссаром которой был назначен. Ее формировали из мобилизованных судов, плавучих средств гражданских ведомств и частных судовладельцев.
Побывав на нижегородских заводах, Маркин пришел к выводу, что вооружать суда могут лишь два предприятия — «Сормово» и «Теплоход». Также вооружение и оборудование доставляли из Петрограда, Кронштадта. Личный состав кораблей комплектовали из военных моряков, солдат-артиллеристов, членов команд мобилизованных судов и гражданского населения. В Нижний прибыл эшелон с 300 матросами Черноморского флота. Они, как и балтийские моряки, составили костяк будущей флотилии. В экипажи боевых пароходов также вошли летчики воздушной бригады особого назначения морского ведомства. Но кадровых военных моряков не хватало, поэтому на службу зачисляли речников. Профсоюз водников активно помогал Маркину.
25 июня на городских заборах и театральных тумбах появились объявления за подписью комиссара Маркина: «Открыта запись добровольцев, готовых на кораблях Волжской военной флотилии сражаться против контрреволюционной сволочи. От желающих записаться требуется не только преданность Советской власти, но и безупречная честность как по отношению к начальству, так и к своим товарищам. Не имеющих этих качеств просим не беспокоиться». В добровольцы шли в основном бывшие матросы и кочегары волжских пассажирских и грузовых пароходов, портовые грузчики и рабочие Сормовского завода.
Как моряки помогали кораблестроителям
Комиссар Маркин разыскивал буксиры, катера и пароходы с рабочими машинами и небольшой осадкой. Завод «Теплоход» вооружал суда. Работами руководили присланные из центра инженеры.
Боевых кораблей на Волге никогда не было. Поэтому при монтаже пушек и пулеметов на обычные речные буксиры кораблестроителям пришлось потрудиться. На помощь кораблестроителям пришли моряки. Вместе работали сутками, ночевать оставались прямо в заводских цехах. В местах установки орудий разбирали палубу, ставили усиленный набор. Делали фундаменты под орудия, крепили пушки и пулеметы. Полностью разбирали и переделывали помещения внутри судна. Устраивали снарядные погреба, проверяли и ремонтировали главные и вспомогательные механизмы и устройства, заменяли оснастку и такелаж.
🚢 12 июля 1918 года спустили на воду суда флотилии — «Царицын» и «Кабестан».
🚢22 июля 1918 года — корабли «Белая акация» и «Бурлак».
🚢К августу 1918 года отремонтировали и вооружили 12 судов: 8 канонерских лодок (в их числе «Ваня-коммунист»), 3 боевых катера и форт-баржу «Серёжа».
🚢К ноябрю передали флотилии канонерские лодки «Косной», «Механик Приемский».
🚢В годы Гражданской войны на заводе построили и перевооружили свыше 20 кораблей.
«Самое важное дело — создание мощной флотилии»
В это самое время усилилось контрреволюционное движение в Нижегородской губернии. Крупные восстания произошли на юго-востоке региона. Мятеж готовили и в самом Нижнем Новгороде, где базировалась боевая флотилия. Об этом председателя Нижегородского губернского совета Г. Ф. Федорова предупреждал в своей телеграмме В.И. Ленин. Руководство страны поручало местным властям бросить все силы на борьбу с мятежниками, следить за снабжением флота, охраной вооружения. Объявлена мобилизация коммунистов, создан военно-революционный комитет. Распоряжения главы молодой республики были выполнены — в Гражданскую войну открытых контрреволюционных выступлений в Нижнем больше не было.
Власти торопили с окончанием формирования Волжской военной флотилии — обстановка на фронте не позволяла ждать. Готовилось наступление армий на Симбирск, Самару и Казань. Корабли флотилии должны были помогать войскам. Вопросами усиления флотилии военными кораблями из состава Балтийского флота занимался лично Ленин. Он следил за переходом миноносцев из Петрограда в Нижний Новгород и давал указания командиру отряда. В конце июля флотилии передали 4 катера, пришедшие с Балтики.
Ленин распорядился отправить с Балтийского флота на Волгу 4 морских миноносца - «Прыткий», «Прочный», «Ретивый» и «Поражающий». Первые три судна шли через Мариинскую систему своим ходом, «Поражающий» — на буксире. Чтобы миноносцы преодолели шлюзы, на них демонтировали орудия, сняли боекомплект, разгрузили уголь, перенесли всё это на речные баржи, спустили воду из машинных котлов. Сормовичи за двое суток вновь привели суда в боевую готовность.
Для усиления флотилии из оставшейся части команды Самарского гидродивизиона, собранной в Нижнем Новгороде, сформировали отряд, вооруженный 4 гидросамолетами М-9, которые получили из Управления морской авиации. Матросы отряда создали «авианосец» — баржу-нефтянку с приделанными по бортам кронштейнами, на которых закрепляли спуски для приема и вывода на воду гидросамолетов.
23 августа 1918 года комиссар по морским делам Ф.Ф. Раскольников назначен командующим Волжской военной флотилией, заместителем — Н.Г. Маркин. Он писал Ленину и Верховному командованию Республики: «Для нас сейчас самое важное дело — создание сильной флотилии. Только флотилия сможет воспрепятствовать быстрому, авантюристическому продвижению неприятеля вверх по реке».
Речники откликнулись на призыв
Зачисленные на военно-морскую службу речники — капитаны, механики, матросы и кочегары — выполняли привычную работу уже под военным флагом, для них это был гражданский долг.
Таким был молодой капитан волжского пассажирского парохода «Князь Юрий Суздальский» А. С. Леонтьев. Однажды в тихом затоне он заметил спрятанный небольшой буксирный теплоход «Матвей Башкиров», который в мирное время водил по Волге баржи с хлебом и считался едва ли не самым лучшим буксиром на Волге. Леонтьев привел его в гавань Сормовского завода на буксире, а Нижегородскому Губкому РКП (б) капитан предложил набрать для него экипаж из добровольцев. Идею одобрили. И 8 сентября 1918 года он обратился к речникам со страниц газеты «Волжская коммуна» с призывом записаться в первый социалистический отряд волгарей. В команду требовалось около 60 человек, но добровольцев было гораздо больше, пришлось даже останавливать набор.
Новому отряду, как прочил капитан Леонтьев, выделили судно «Матвей Башкиров». Его переоборудовали на заводе «Нижегородский теплоход». Пароход одели в броню, вооружили 2 дальнобойными морскими орудиями и 3 станковыми пулеметами «Максим». Корабль стал канонерской лодкой флотилии и получил название «Волгарь-доброволец». Его возглавил капитан Александр Степанович Леонтьев. В ночь с 13 на 14 октября 1918 года канонерская лодка «Волгарь-доброволец», получив боеприпасы и снабжение, вышла из Нижнего Новгорода на Каму для соединения с основными силами флотилии и участия в боях.
(Статья подготовлена по материалам монографии кандидата исторических наук И. А. Рычкова)
Статья в тему:
1914-1918 годы: развитие флота на Волге и трагические уроки войны.