Найти в Дзене

Речники на защите Ленинграда: истории о мужестве и самоотверженности

«Отвага и долг беззаветных героев вели корабли Ленинграду на помощь по ладожским волнам» — гласит надпись на мемориале морякам и речникам Ладожской флотилии и Северо-Западного речного пароходства, которые охраняли «Дорогу жизни» и помогали осажденному городу. Сегодня, 27 января, исполняется 81 год со дня полного освобождения Ленинграда от блокады. Это особый праздник для Северо-Западного пароходства и всей страны: за 872 дня флот перевез свыше 2 млн тонн грузов и более 1 млн человек. О том, как речники работали при любой погоде, чтобы доставить грузы, прокладывали линии связи, электропередач и трубопровод по дну озера и как вывозили людей из-под обстрелов на космических скоростях, в год 80-летия Победы рассказываем на канале «История Волжского пароходства». В тему: Музей волгаря: тайны и легенды речного судоходства. «Великая Отечественная война поставила перед коллективом речников новые и очень сложные задачи. С первых же дней войны Северо-Западное пароходство стало фронтовым. Вся его
Оглавление
Ладожская военная флотилия и Северо-Западное речное пароходство на защите родины. Фото из архива.
Ладожская военная флотилия и Северо-Западное речное пароходство на защите родины. Фото из архива.

«Отвага и долг беззаветных героев вели корабли Ленинграду на помощь по ладожским волнам» — гласит надпись на мемориале морякам и речникам Ладожской флотилии и Северо-Западного речного пароходства, которые охраняли «Дорогу жизни» и помогали осажденному городу.

Сегодня, 27 января, исполняется 81 год со дня полного освобождения Ленинграда от блокады. Это особый праздник для Северо-Западного пароходства и всей страны: за 872 дня флот перевез свыше 2 млн тонн грузов и более 1 млн человек.

О том, как речники работали при любой погоде, чтобы доставить грузы, прокладывали линии связи, электропередач и трубопровод по дну озера и как вывозили людей из-под обстрелов на космических скоростях, в год 80-летия Победы рассказываем на канале «История Волжского пароходства».

В тему:

Музей волгаря: тайны и легенды речного судоходства.

На рекордных скоростях — ради спасения

«Великая Отечественная война поставила перед коллективом речников новые и очень сложные задачи. С первых же дней войны Северо-Западное пароходство стало фронтовым. Вся его работа проходила в тесной связи с войсками Ленинградского, Волховского, Карельского фронтов и моряками Краснознаменного Балтийского флота», — писал Леонид Разин, главный диспетчер Северо-Западного речного пароходства (СЗРП) в годы ВОВ, один из организаторов движения по водной трассе «Дороги жизни».

В сферу СЗРП тогда входили реки Нева, Свирь, Волхов и их притоки, озера Ладожское, Ильмень, часть Онежского, Приладожские каналы, Финский залив до Кронштадта. Пароходство располагало 232 буксирными судами и 960 несамоходными плавсредствами, 39 грузопассажирскими и 28 служебно-вспомогательными судами. В первые дни войны часть из них передали Балтийскому флоту. Лучшие озерные буксиры и пассажирские пароходы переоборудовали в тральщики, санитарные и вспомогательные суда, их личный состав призвали в военный флот.

Оставшиеся у пароходства суда с конца июня 1941 года начали вывозить из Ленинграда мирное население, оборудование ленинградских заводов, доставлять войска и военные грузы. 260 речных барж отправили в районы Шексны, Волги и Камы. По словам историков, эти рейсы стали для водников пароходства боевым крещением.

«В период этих перевозок наши судоводители и эксплуатационники показали такие скорости продвижения речного флота по Неве, приладожским каналам и Свири, которые в мирных условиях казались немыслимыми. Баржи с эвакуированными проходили за буксирами от Ленинграда до Вознесенья (на Онежском озере) за 2,5–3 суток вместо обычных 10–12 суток. Было вывезено около 50 тысяч человек населения и 10 тысяч тонн ценных грузов», — писал Л. Разин.

Эвакуация ленинградцев по Ладожскому озеру. 1942 год. Фото Центрального госархива кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга.
Эвакуация ленинградцев по Ладожскому озеру. 1942 год. Фото Центрального госархива кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга.

На подходе к бухтам и при выходе в Ладогу суда обстреливали артиллерия и авиация врага. Вот лишь несколько ярких примеров невероятной храбрости речников и моряков Северо-Запада самого начала войны:

· За 11 рейсов пароход «Орел» (капитан И.Д. Ерофеев) получил более 100 повреждений от осколков снарядов и бомб. Героически работала вся команда. В рейсе 23 августа враг бил прямой наводкой, но «Орлу» удалось пробиться в Ладогу.

· При обстреле речного буксира «Ижорец № 8» (капитан Н.Д. Бабашин), который вывозил людей, вовремя подоспели два морских судна-охотника: они поставили дымовую завесу, и караван, маневрируя, ушел от обстрела.

· В одном из рейсов пароход «Морской лев» (капитан В.Г. Ишеев) взял на буксир баржу с вооружением. Речники работали под артиллерийским огнем с берега. Снаряд угодил в корму, осколками изрешетило палубу, пробило рубку. Капитан и его помощники действовали четко, мужественно, рулевыми стояли девчонки, добровольцами пришедшие на флот. Храбрый экипаж смог выйти целым и невредимым.

· Команда парохода «Буй» (капитан А.И. Патрашкин) во время ленинградских рейсов буксировала по 3-4 баржи и принимала на борт до 100 человек. Немецкие самолеты не раз обстреливали караван, но все баржи с людьми благополучно доставили в пункт назначения.

Эвакуация. Ленинградцы во время посадки на пароход. 1942 год. Фото Центрального госархива кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга.
Эвакуация. Ленинградцы во время посадки на пароход. 1942 год. Фото Центрального госархива кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга.

Чтобы помочь Ленинграду, навигацию закрыли 4 декабря

С каждым днем обстановка вокруг северной столицы становилась все тяжелее. 30 августа 1941 года было принято известное постановление «О транспортировке грузов для Ленинграда». Ответственность за водные перевозки возложили на Ладожскую военную флотилию, вновь сформированную 25 июня 1941 года в составе Балтийского флота. Ей подчинили речное пароходство.

8 сентября началась блокада. В первые дни вражеские налеты уничтожили Бадаевские склады с продовольствием. Ленинград остро нуждался в его поставках с «Большой земли». Запасов, по архивным данным на 12.09.1941, хватило бы ненадолго: например, хлеба, круп и мяса — на 30 суток, угля — на 60 суток, жидкого топлива не было даже на месяц.

Речной транспорт и его работники сыграли ключевую роль в помощи блокадному Ленинграду, считают специалисты. Из-за прекращения железнодорожного сообщения доставлять грузы можно было по воздуху самолетами (слишком опасно и проблематично) и через Ладожское озеро судами Северо-Западного пароходства и Ладожской флотилии.

Доставку грузов и вывоз людей предстояло наладить через небольшой участок юго-западного побережья Ладоги протяженностью 65 км, где раньше не было судоходства. Не было портов и оборудованной инфраструктуры — их предстояло построить. Требовалось подвести железнодорожные и автомобильные маршруты к новым пристаням на Ладоге. Нужны были новые баржи. Все эти работы выполняли одновременно с перевозкой продовольствия, воинских подкреплений и боеприпасов в осажденный город и эвакуацией мирных жителей.

«Пустынный берег озера в районе Осиновца с огромными камнями-валунами, торчащими из воды, затруднял строительство каких-либо портовых сооружений. Однако воины строительных и саперных батальонов, команда землечерпательной машины «Северо-Западный-7», которую возглавляли старый речник И. Н. Портнов и багермейстер И. X. Гусев, и ряд других подразделений фронта и флота при непрерывных налетах вражеской авиации вели героическую работу по сооружению порта», — вспоминал Леонид Разин.

В 2 км от берега находилась железнодорожная станция «Ладожское озеро», от которой под непрерывными налетами вражеской авиации проложили ветку к экстренно возведенному порту в Осиновецкой бухте. Новая Ладога на юго-восточной оконечности озера стала базой для Ладожской военной флотилии и Северо-Западного речного пароходства.

12 сентября 1941 году в недостроенный порт Осиновец прибыл первый водный «караван» — буксир «Орел» в сопровождении военных кораблей привел две баржи с хлебом и мукой для ленинградцев. Так начала действовать легендарная «Дорога жизни». Под вражескими бомбежками и артобстрелами речники сохраняли режим навигации до 4 декабря! Причем по льду озера уже шли грузовики — 22 ноября 1941 года открылась зимняя «Дорога жизни».

12 сентября 1941 года. Первый караван с хлебом для блокадного Ленинграда идет по Ладоге.
Фото: https://vk.com/album-83371885_221148754
12 сентября 1941 года. Первый караван с хлебом для блокадного Ленинграда идет по Ладоге. Фото: https://vk.com/album-83371885_221148754

Сегодня сложно себе представить, в каких условиях речникам приходилось работать. Ладожское озеро в те времена было крайне опасно для судоходства: сокрушительные осенние шторма, сложные мели, подводные гряды камней. Серьезно осложняли ситуацию регулярные вражеские обстрелы с берега, воды и воздуха. Но на протяжении всех трех военных навигаций суда Северо-Западного речного пароходства трудились на износ, чтобы помогать блокадному Ленинграду.

По оценкам историков, выстоять в первый год блокады городу помогла именно организация транспортного коридора по Ладожскому озеру. В самые напряженные дни навигации в июне–июле 1942 года в сутки через рейды Осиновецкого порта проходило до 150 судов.

Переправка цистерн по Ладожскому озеру для блокадного Ленинграда.
Переправка цистерн по Ладожскому озеру для блокадного Ленинграда.

Снабжение шло по воде и под водой

Чтобы решать военные задачи, освоили и дно Ладоги. Для обеспечения непрерывной телефонной и телеграфной связи города с остальной страной речники помогли проложить по дну озера 40-метровый многожильный морской кабель. Первую баржу с кабелем разбомбил враг. Вторую баржу с ценным грузом удалось доставить буксиру «Буй» под командованием капитана А.И. Патрашкина. Судам приходилось вести подводную линию на чрезвычайно малой скорости (не более 5 км/ч), постоянно рискуя жизнью из-за близости противника. Но водники справились с непростой задачей, и подводная связь бесперебойно служила вплоть до окончания блокады, содействуя успешной обороне города. Она была недоступна для противника.

В 1942 году по дну Ладожского озера речники проложили самый длинный в СССР подводный бензопровод. Трубы для него нашли на Ижорском заводе и с огромным трудом перевезли к Ладоге. Сваривали конструкции под прикрытием деревьев прямо на берегу озера. Готовые секции катера заводили на специальные понтоны, где по ночам их соединяли — сваривали, соблюдая светомаскировку. Как только трубопровод опустили на дно, водолазы проверили его на утечки по всей длине. Так обеспечили доставку драгоценного горючего в осажденный Ленинград. Ежедневно по дну Ладоги в город поступало более 300 тонн бензина.

А в августе и сентябре 1942-го речники помогли проложить подводную высоковольтную линии электропередачи, которая до конца блокады снабжала ленинградские предприятия и учреждения энергией Волховской ГЭС.
Прокладка бензопровод по Ладожскому озеру. Фото из архива.
Прокладка бензопровод по Ладожскому озеру. Фото из архива.

В первых рядах защитников

Навигация 1942 года была тяжелой для речников. Погода стояла суровая для плавания по Ладоге. Противник активизировался, налеты авиации следовали непрерывно. Флот нес потери. Над Ладогой стало больше советских истребителей, увеличили число конвоев, охраняющих буксирные составы. Старались выходить в рейсы ночью. Задача была одна — доставлять грузы в Ленинград в любую погоду. Речники были в первых рядах защитников родного города, вспоминал Леонид Разин.

Буксирный колесный пароход «Буй» совершил 73 рейса через Ладогу, 70 раз вступал в бой с вражеской авиацией, защищая караваны, и выходил победителем. На пароходе вместе трудились и сражались военные и гражданские моряки. Пароход «Буй», который перевез через Ладогу свыше 55 тысяч тонн грузов, стал рекордсменом и получил переходящее Красное знамя Балтийского флота. После войны эта реликвия хранилась в пароходстве.

Буксирный пароход «Арзамас» в рейсе попал под бомбежку. Осколками бомб почти все члены команды были ранены, но никто не покинул своего поста. Помощник капитана Маркелов, раненный в обе руки, сумел привести пароход в порт.

На пароход «Никулясы», когда он вел по озеру две баржи, налетело 8 самолетов. Осколками бомбы перебило буксирный трос. Помощник капитана А.И. Киселева, вчерашняя студентка речного техникума, приказала снова взять баржи на буксир. Самоотверженно действовала в этой трудной ситуации матрос Егорова. Буксирный конец удалось завести вновь. Но самолеты продолжали бомбить пароход. Смертельно раненная радистка Петухова успела сообщить в порт о нападении. На помощь подошли военные корабли. Команда парохода отстояла свое судно и баржи с грузами. Героями на пароходе «Никулясы» показали себя женщины, которых, кстати, на Ладоге было немало.

На всю Ладогу была известна матрос Т.П. Шубина. В 1942 году ее баржу сорвало с якоря и понесло течением к берегу, занятому врагом. Судно село на мель в зоне досягаемости артиллерии противника. Сделав взамен унесенной волной шлюпки небольшой плот, Шубина, несмотря на контузию, добралась до порта. Посланный буксир под покровом ночи снял баржу с мели и привел ее в порт. Бесценный груз — продовольствие для осажденного Ленинграда — был спасен.

На одной из барж работал шкипером семидесятилетний А. П. Лепестов. За самоотверженный труд он был удостоен ордена Красной Звезды. Получая награду, шкипер завил: “Я буду крепко держать штурвал до тех пор, пока русская земля не будет освобождена от врага”. В один из рейсов Лепестов был ранен. На его место встала дочь, которая успешно выполнила задание.

И сколько таких героических историй было на Ладоге, не счесть! Речники и моряки Северо-Запада — мужественные и самоотверженные люди, которые помогли выстоять Ленинграду и приближали, как могли, великий день, когда блокада была полностью снята.

И вот спустя 81 год о них помнят и их чтят. На берегах Ладоги стоят обелиски в память тружеников Ладожской трассы и ходят по рекам теплоходы, которые носят имена речников, героев водной «Дороги жизни».

Читайте также:

Во имя жизни: как речники защищали Родину и приближали Победу.

«Горжусь званием торсуковца» — большой путь легенды Волги, капитана Александра Торсукова