Матвей Канатов во время Великой Отечественной войны перевозил людей, боеприпасы и провизию по Волге в Сталинград. Делая все возможное для Победы, не уберегся сам. 23 августа 1942 года погиб во время очередного рейса прямо за штурвалом своего судна.
Его имя носит сухогруз Волжского пароходства.
Рассказываем историю легендарного речника на нашем канале.
В тему:
➡️ О династии Мелешкиных из первых уст!
Из бурлаков в судовладельцы
По данным Госархива Нижегородской области, волжский род Канатовых известен с конца XVII века, несколько столетий история семьи тесно переплетена с Волгой и флотом. В поселке Лукино Балахнинского городского округа до сих пор стоит деревянный дом с красивой глухой традиционной резьбой — уникальный образец русского деревянного зодчества, признанный объектом культурного наследия федерального значения. Это усадьба Николая Яковлевича Канатова, бывшего крестьянина, бурлака, который вырос до солидного судовладельца.
Он родился в 1799 году в семье государственных крестьян, был пятым ребенком Якова Васильевича и Акулины Андреевны. Краеведы считают, что он не получил образования, помогал семье заниматься хозяйством. Лукино стоит недалеко от Волги, поэтому вполне логично, что Николай решил пойти в бурлаки и несколько лет тянул бурлацкую лямку, тащил баржи с солью, с хлебом до Астрахани. Затем, по всей вероятности, возглавлял артель бурлаков.
На тяжелой работе упорством и трудолюбием он смог скопить капитал и выбиться в люди. Деньги Николай Канатов вложил в строительство своей первой расшивы, которую сам водил. Это плоскодонное парусное судно, яркий пример самобытного русского судостроения, одно из самых известных грузовых судов на Волге. На знаменитой картине Репина именно расшиву тащат на лямке бурлаки. Подробнее об этом судне читайте на канале «История Волжского пароходства» 👇🏻
➡️ Как на картине: рассказываем, какое судно тянут «Бурлаки на Волге»
По словам балахнинского краеведа Сергея Черняева, впервые факты о самостоятельной работе Николая Яковлевича Канатова как судовладельца встречаются в документах 1847 года. С ним заключили контракт на поставку пшеницы тверскому купцу. Основной маршрут зерна, которое доставлял Канатов, был следующим: его расшивы загружались в Балаково (ныне Саратовской области), хлебной столице Поволжья, и следовали до Нижнего Новгорода или до затона Большое Козино под Балахной. Здесь Канатов искал мелких поставщиков и заключал с ними контракты на доставку груза до Рыбинска. Как отметил исследователь, канатовские расшивы возвращались в Балаково за новым грузом, а пшеницу, которую он должен был доставить, довезли заказчику другие суда.
Об успешности Николая Канатова как дельца можно судить по суммам его привычных контрактов: так, в 1848 году он обязался поставить купцу Уварову 20 000 пудов пшеницы за 2457 рублей, в то время как большинство поставщиков заключали контракты до 1200 рублей. Николай Яковлевич отлично знал речной промысел, обладал обширными знаниями Волги с ее мелями, затонами и причалами, имел связи в купеческих кругах. Канатова считали человеком слова, который и сам четко выполнял обязательства, и с других требовал.
«Из документов, сохранившихся в Центральном архиве, метрических книг, исповедных росписей, справок Нижегородской судоходной расправы и других бумаг можно сложить портрет этого незаурядного человека. Деловые и профессиональные качества Николая Яковлевича Канатова помогли ему крепко встать на ноги, стать не только судовладельцем, но и довольно крупным предпринимателем, суровым, требовательным, прижимистым. С другой стороны, мы видим добрые, уважительные отношения с односельчанами. Вот он поручитель жениха на свадьбе, тут чей-то крестный отец. Не отказывал Николай Яковлевич землякам в их просьбах», — писал исследователь С.Н. Черняев.
Родовое гнездо речников
Николай Канатов любил свою деревню Лукино, поэтому именно здесь в 1858 году построил родовое гнездо. Старожилы рассказывают, что дом неплохо сохранился, так как возведен из леса «нездешнего, из Архангельска, который сплавили по Волге и собрали на балахнинской земле». Можно предположить, что использовали для этого Мариинскую водную систему, построенную более 200 лет назад. Ее историю читайте в нашем материале:
➡️ Каскадом шлюзов Петр I с Невою Волгу породнил.
У Николая Яковлевича и его жены Татьяны Кузьминичны было пятеро детей. В новом доме старшие Канатовы жили вместе с сыном Андреем и его семьей — женой Татьяной Ивановной и его детьми Павлом, Анной, Анастасией, Матвеем и Александром.
Будущий капитан Матвей Канатов, который пойдет по стопам деда-речника, родился в 1866 году. Дедушка не раз рассказывал внукам и о своей судьбе крестьянина-бурлака, ставшего известным среди волжского купечества судовладельцем, и о своих украшенных резьбой расшивах.
Читайте также:
➡️ Один за всех и все за одного! Что связывает бурлаков и мушкетеров?
Глава семейства Николай Яковлевич Канатов скончался в 1882 году и был похоронен в Балахне, с почестями, у церкви, где покоились миряне, внесшие большой вклад в жизнь города. Надпись на его могильной плите гласит: «В волнах Волги он ходил на расшивах бечевами, бурлаками, берегами, парусами... В помине он остался у многих, кормил много люду. Прощай дед, ангел мой, в будущем увидимся с тобой».
«Илья Муромец» и его капитан
По словам близких, маленький Матвейка мечтал повторить судьбу деда и уже в 12 лет нанялся матросом на волжский пароход — так в 1878 году началась его карьера на речном флоте. Грамотный, смекалистый, внимательный, ответственный Матвей Канатов в юном возрасте уже знал фарватер Волги, поэтому в 14 лет его повысили до лоцмана. И вот вчерашний лукинский мальчишка Матвейка проводит пароход по самым трудным участкам реки. В 20 лет — новая заветная вершина: Матвей Андреевич стал капитаном пассажирского парохода.
Канатовым довелось жить в двух эпохах. Царской России наш герой служил 30 лет, из которых пять лет отдал действительной военной службе на флоте Российской империи — квартирмейстером гвардейского флотского экипажа. После революции, во время Гражданской войны Матвей Андреевич участвовал в национализации судов и в создании Волжской военной флотилии, значился капитаном 1-го разряда речного и озерного плавания.
В 1918 году шли ожесточенные бои за Волгу, белые готовили наступление с волжского плацдарма на Москву. Нижний Новгород — последний форпост на подступах к столице. Только что созданный Восточный фронт стал центральным в Гражданской войне. Для помощи красным войскам сформировали Волжскую военную флотилию. Подробнее об этом читайте в этой статье👇🏻
➡️ Баталии за Волгу: как создавалась волжская военная флотилия.
Когда под Царицыным горела от сражений Волга, Матвей Канатов стоял на капитанском мостике пассажирского парохода «Илья Муромец», который был переоборудован под плавучий госпиталь для раненых. Этот факт выяснили потомки капитана. Согласно перечню судов советского ВМФ (1917—1927 гг.), «канатовским» мог быть штабной корабль «Илья Муромец», в мирной жизни товаро-пассажирский пароход, построенный в конце XIX века в Самаре. С декабря 1918 года «Илья Муромец» использовался в качестве госпитального судна на Волге. После того как бои на реке отгремели, его перебросили на Каспий, где вплоть до марта 1920 года на судне продолжали спасать человеческие жизни.
Интересный факт:
Историки предполагают, что именно этот пароход, на котором капитаном служил Матвей Канатов, фигурирует в ключевой сцене повести Горького «Фома Гордеев». Купец организовал торжественный спуск новенького судна «Илья Муромец». И во время обеда с другими купцами на борту главный герой произнес перед купцами обличительную речь: «Не жизнь вы сделали — тюрьму!».
Герой Волги
Война закончилась, и Матвей Канатов продолжил работать на Волге капитаном. Часто с ним ездила большая семья — вместе с супругой Марией Петровной они воспитывали пятерых детей.
Как выяснили потомки капитана, в 1933 году за безупречный, безаварийный, долголетний труд Матвею Канатову присвоили «Героя Труда». Это почетное звание всесоюзного значения вручали профессионалам из различных сфер за особые заслуги.
К этому времени Матвею Андреевичу было уже 67 лет, и капитан решил выйти на пенсию. Тогда семья жила в Сталинграде, на берегу Волги. Но долго нашему герою отдыхать не пришлось. Вскоре он снова вышел на работу в роли капитана-наставника — помогал родному Волжскому пароходству воспитывать подрастающее поколение речников, передавал молодым волгарям опыт, знания, рассказывал о своей удивительной волжской судьбе.
А потом грянула Великая Отечественная война. И Матвей Канатов, несмотря на зрелый возраст (он уже отметил 75-летний юбилей), вновь встал за штурвал своего парохода «Илья Муромец». Как и в годы Гражданской войны, пассажирское судно переоборудовали под плавучий госпиталь. В грозное военное время рядом с капитаном была его верная супруга Мария Петровна.
В 1942-м Сталинград не сходил с уст, о нем переживала вся огромная страна. Волжский «город-богатырь, город-солдат, город-испытанный воин» держал вражеский натиск, Волга от взрывов «вставала на дыбы». Под непрерывной бомбежкой, постоянно рискуя жизнью, речники помогали осажденному Сталинграду — эвакуировали мирное население, подвозили грузы и войска, вывозили раненых. Подробнее в этой статье👇🏻
➡️ «Волга спасала огромную страну»: подвиг речников во время Сталинградской битвы.
В тяжелейших условиях капитан Канатов перевозил людей на другой берег Волги, доставлял боеприпасы и провизию в Сталинград. Помогая другим, Матвей Андреевич не уберегся сам. 23 августа 1942 года он погиб вместе с супругой, как настоящий герой, за штурвалом своего судна, совершая очередной рейс.
Матвей Андреевич и Мария Петровна Канатовы вырастили двоих сыновей и троих дочерей. Их потомки живут в Санкт-Петербурге, Москве, Риге, Севастополе, Коврове. Учителя, юристы, переводчики, инженеры, военпреды, экономисты, художники, есть даже актриса. Почти все мужчины по линии Матвея Канатова стали военными. У многих жизнь была связана с морем.
Имя Матвея Андреевича увековечено на борту сухогруза Волжского пароходства. 18 января 2012 года был спущен на воду теплоход проекта RSD44 «Капитан Канатов». Крестной мамой стала праправнучка капитана Елена Чайка. На торжественный спуск судна от рода Канатовых приехало 20 человек из разных городов страны.
Читайте также статьи о героях-речниках, в честь кого были названы суда:
➡️ Верил в себя и свою команду. Большое плавание и подвиг отважного капитана Леонида Гудовича
➡️ Теплоход гордо носит имя героя. Капитан Рузманкин.
➡️ Капитан Алексей Сергеев — вся жизнь на Волге.
➡️Имя героев на борту (истории капитанов).