Найти в Дзене

Капитан Бармин и его кочегар – великий летчик Чкалов

Это единственное сохранившееся фото потомственного речника Александра Бармина. Он вырос от штурвального до капитана парохода «Баян», а известным на всю страну стал благодаря кочегару Вальке с его судна – в будущем легендарному летчику-испытателю Валерию Чкалову. В ноябре 2025 года отмечается 145-летие Александра Бармина. Статья подготовлена по просьбе подписчиков канала «История Волжского пароходства». Читатели спросили, не из села ли Бармино Нижегородской области известный капитан. Разбираемся вместе. В тему: ⚓ «Волгарь — звучит гордо»: как кочегар стал министром речного флота — необычная судьба Сергея Кучкина. Осенью 1937 года Валерий Чкалов ездил по родной Горьковской области с выступлениями — готовился избираться депутатом Верховного совета СССР. За несколько месяцев до этого он совершил первый беспосадочный перелет через Северный полюс из Москвы в Америку и уже стал легендой. И вот на митинге его ждала неожиданная встреча. «Чкалов… оказался прекрасным агитатором. На собраниях и ми
Оглавление
Уникальное фото — встреча Валерия Чкалова и его первого капитана Александра Бармина.
Уникальное фото — встреча Валерия Чкалова и его первого капитана Александра Бармина.

Это единственное сохранившееся фото потомственного речника Александра Бармина. Он вырос от штурвального до капитана парохода «Баян», а известным на всю страну стал благодаря кочегару Вальке с его судна – в будущем легендарному летчику-испытателю Валерию Чкалову.

В ноябре 2025 года отмечается 145-летие Александра Бармина.

Статья подготовлена по просьбе подписчиков канала «История Волжского пароходства». Читатели спросили, не из села ли Бармино Нижегородской области известный капитан. Разбираемся вместе.

В тему:

«Волгарь — звучит гордо»: как кочегар стал министром речного флота — необычная судьба Сергея Кучкина.

«Это мой капитан»

Осенью 1937 года Валерий Чкалов ездил по родной Горьковской области с выступлениями — готовился избираться депутатом Верховного совета СССР. За несколько месяцев до этого он совершил первый беспосадочный перелет через Северный полюс из Москвы в Америку и уже стал легендой. И вот на митинге его ждала неожиданная встреча.

«Чкалов… оказался прекрасным агитатором. На собраниях и митингах он не только рассказывал о своих перелетах — он непременно говорил о делах, имевших прямое отношение к аудитории, он всегда находил нужные именно для них слова. Выступая на тридцатитысячном митинге в городе Дзержинске, Чкалов увидел в толпе седоусого старика в форме речника. Сбежав вниз, Валерий с неподдельным восхищением и радостью обнял старика и крикнул окружающим: “Вот товарищ Бармин, мой бывший капитан парохода «Баян», на котором я кочегарил, плавая по Волге”, — описал эту встречу журналист и писатель Леонид Кудреватых.

После митинга летчик и капитан смогли поговорить. Во время беседы и был сделан снимок, который удалось разыскать сотрудникам Мемориального музея Валерия Чкалова. Этот эпизод вошел в книги о жизни великого летчика.

Интересный факт

Кстати, в том же 1937 году Валерий Чкалов отдыхал с семьей на Волге — на родном для него пассажирском пароходе «Михаил Калинин» («Баян»). Спустя 18 лет он вернулся на борт знаменитым на весь мир летчиком.
Пароход «Баян», на котором работал капитан Бармин. Фото PROKOF/fleetphoto.ru.
Пароход «Баян», на котором работал капитан Бармин. Фото PROKOF/fleetphoto.ru.

Речная династия волгарей с Оки

Александр Бармин родился 12 ноября 1880 года в селе Черное Балахнинского уезда Нижегородской губернии (в окрестностях будущего города химиков Дзержинска). Известный волгарь был родом с Оки. А село Бармино, о котором спрашивали наши подписчики как о родине капитана, расположено в Лысковском районе Нижегородской области, на Волге.

Родина Бармина, Черноречье — местность на левом берегу Оки, выше Нижнего Новгорода, названная в честь лесной речки Черной. Жизнь коренных чернореченцев во все времена была тесно связана с Окой. Издревле местные жители были известны постройкой деревянных судов. По мнению краеведов, сам Петр I осматривал с голландскими мастерами лес, восхищался достоинством корабельных сосен и лично распорядился основать судоверфь в Черноречье.

В XIX веке одни чернореченцы занимались судостроительством, другие нанимались на речные промыслы, в том числе на Волгу. До 80% местного населения работало на реке. Род Барминых из Черноречья славился своими речниками.

«Родоначальником речников Барминых в Черноречье значится крестьянин Иван Артемьевич Бармин, родившийся в 1798 году в семье выходца из Сибири. Иван, как и его земляки, начал «волгарить» с простого матроса на расшиве, с годами получив опыт, стал одним из лучших капитанов пароходного общества «По Волге», — писал краевед Станислав Шальнов.

За свою вековую историю династия Барминых дала не одно поколение профессионалов-речников. Старшие выбивались в руководящие должности, младшие служили штурвальными. Даже для женщин была на судах работа — нанимались матросами.

Интересный факт:

Месячный доход волгарей в начале XX века за одну навигацию у матроса в среднем составлял 60 руб., штурвального — более 70 руб., лоцмана — более 300 руб. Доход капитана доходил до 500 руб.
Пароход «Княгиня» 1899 года постройки, на котором служил капитаном Александр Бармин. Фото shipping.vsuwt-perm.ru.
Пароход «Княгиня» 1899 года постройки, на котором служил капитаном Александр Бармин. Фото shipping.vsuwt-perm.ru.

Отважный капитан

Имея такую речную родословную, Александр Бармин мечтал о карьере капитана. По окончании двухклассного начального Чернорецкого училища подростком работал на пристани и отчаянно хотел стать речником. Трудолюбие, смекалка и целеустремленность помогли Александру уже через год устроиться штурвальным на баркас «Василий Марков». Штурвальных назначали из матросов, они выполняли роль помощников лоцманов.

Параллельно с работой на речном флоте наш герой поступил в Нижегородское речное училище. Александр Бармин получил диплом в 1903 году. Он уверенно шел к своей мечте и по праву занял место на капитанском мостике. В разные годы Бармин командовал судами «Княгиня», «Самодержец», «Дворянка», «Боярышня», «Императрица», «Граф». Это пароходы Общества «По Волге», одного из крупнейших в России, предка Волжского пароходства.

Историки характеризуют Александра Бармина как умного, волевого и храброго капитана. И тому было немало примеров. Впечатляющая история произошла с Александром Андреевичем, когда он возглавлял команду грузопассажирского парохода «Боярышня»:

«Был капитан Бармин не из робкого десятка – не растерялся, когда случился пожар на буксирном пароходе «Фельдмаршал Гурко» во время его заправки на Сормовской нефтестанции. Капитан «Боярышни» дал команду подойти к горящему судну, пришвартовался и отвел в безопасное место. Хотя пламя могло перекинуться с охваченного огнем парохода, отважный капитан спас буксир. Нижегородское общество взаимного страхования, в котором было застраховано судно, Александра Андреевича за смелый поступок наградило золотыми часами», — писал краевед Станислав Шальнов.

В тему:

💡 Царский подарок. За что Николай II волжскому лоцману Петру Опарину часы подарил?

Пароход «Боярышня» 1904 года постройки. Фотоshipping.vsuwt-perm.ru.
Пароход «Боярышня» 1904 года постройки. Фотоshipping.vsuwt-perm.ru.

Учиться жизни у капитана

В 1915 года Александр Андреевич Бармин, уже опытный речник, пришел капитаном на борт новенького двухдечного грузопассажирского колесного парохода «Баян». Судно построили нижегородские корабелы в 1912 году по заказу судоходного общества «По Волге». Это была новая серия скоростных комфортабельных судов, предназначенных для сквозного плавания по Волге (тип «Граф»).

Газеты писали о судне как о передовом, оснащенном по последнему слову техники. Корпус парохода был сделан из мягкой мартеновской стали высокого качества, на «Баян» установили машину трехкратного расширения с перегревом пара и клапанами его распределения для всех трех цилиндров конструкции волжского механика В.И. Калашникова. На испытаниях пароход развил скорость 22 км/ч.

Отдельной похвалы журналистов заслужил интерьер судна, его роскошная отделка, выполненная под руководством художника Леонида Лиштвана. Салон I-го класса отделан испанским платаном, в строгом стиле ампир, в зале поставили аквариум и фонтан. В каютах I и II классов были шкафы-гардеробы. Новинка для пароходов тех лет — светлая столовая с мягкими сиденьями и гравюрами с картин Третьяковки для пассажиров III класса.

Вот такой красавец достался капитану Бармину. «Баян» работал на линии Нижний Новгород — Астрахань и под руководством Александра Андреевича стал одним из лучших на Волге. По словам исследователя волжского судоходства Галины Абаевой, в Гражданскую войну в богатых каютах и салонах «Баяна» располагался штаб и Ревввоенсовет 10-й армии, пароход служил транспортом Волжской военной флотилии, перевозил войска между Симбирском и Самарой. Капитан Бармин и здесь проявил свою храбрость — вывел «Баян» из осажденного белыми города.

Читайте также:

➡️ Баталии за Волгу: как создавалась Волжская военная флотилия.

Пароход «Баян» («Михаил Калинин») снимался в фильме «Свет далекой звезды». Фото fleetphoto.ru.
Пароход «Баян» («Михаил Калинин») снимался в фильме «Свет далекой звезды». Фото fleetphoto.ru.

В 1919 году в экипаж Бармина пришел юнец, который станет великим летчиком с мировой славой. А тогда это был просто парнишка из Василевой Слободы Валерьян Чкалов, Валька, как звал его капитан. Позже Валерий Павлович говорил, что он жизни учился у водников, в том числе у капитана Бармина, это был «первоклассный университет». Парень из кочегарки тянулся в небо и, однажды увидев гидросамолет «М-9», принял решение круто изменить свою жизнь. По словам историков, он уступил место на пароходе парню из многодетной семьи, который нуждался в заработке.

Своего первого капитана Чкалов не забыл, как и Александр Андреевич помнил сильного не по годам, работящего и смелого Вальку. Речник был удивлен, что спустя почти 20 лет, став легендарным асом, Чкалов узнал наставника в многотысячной толпе. Александр Бармин, который в то время уже был на заслуженном отдыхе и жил в Дзержинске, так вспоминал о трогательной встрече:

«Увидев меня, он радостно протянул ко мне руки и объявил: “Вот мой капитан, а я его кочегар”. Потом, сидя с ним вдвоем, я спросил его: “Был ты Валька, а теперь ты кто?”. Он, подумав, сказал: “Нужно было приложить усилия, чтобы стать человеком. Родина создала к этому все условия».

Александр Бармин передал штурвал парохода «Баян», который в 1930-е уже назывался «Михаил Калинин», опытному речнику Николаю Богатову. На Сталинградских переправах за один рейс он вывез 1000 раненых, женщин и детей. О подвиге капитана Богатова и парохода «Михаил Калинин» читайте в нашей статье👇

➡️По огненной Волге — к спасению. Подвиг экипажа капитана Николая Богатова.