Найти в Дзене

Баталии на Волге — чем закончилось противостояние двух флотилий в Гражданскую войну?

Оглавление

Рады видеть Вас на канале Волжского пароходства, где мы рассказываем о важных фактах в истории развития речного флота. Наша новая статья посвящена одному из малоизвестных моментов Гражданской войны в России. В Прикамье развернулось не знавшее исторических аналогов крупномасштабное противостояние двух флотилий. Спустя столетие мы можем узнать всю правду о тех событиях.

💡Подпишитесь на канал «История Волжского пароходства», и мы отправимся вместе в увлекательное путешествие длиной в 180 лет!

Матросы Волжской флотилии. Фото из открытых интернет источников
Матросы Волжской флотилии. Фото из открытых интернет источников

С начала 1918 года отряды матросов Балтийского флота отправились из Петрограда в волжские города — Казань, Нижний Новгород, Самару. Их приезд накануне навигации был вполне оправдан: сложная политическая обстановка в стране вынуждала крестьян прятать хлеб, который стал тогда главной валютой России. Сельчанам не имело смысла продавать государству зерно, ведь деньги стремительно обесценились, потребительские товары исчезли с рынка. Поэтому хлеб прятали «до лучших времен».

Но без хлеба не могли существовать ни армия, ни промышленность, ни население крупных городов. Моряки ехали в Поволжье, чтобы охранять конфискованное у крестьян зерно от тысяч мешочников и разбойников. Тогда еще матросы не знали, что станут участниками речной баталии…

Создание флотилий и первые бои

8 июня 1918 года после освобождения чешскими легионерами Самары власть в городе взял на себя Комитет членов Учредительного собрания (Комуч), альтернативное правительство, началось создание Народной армии Комуча. В ее состав вошла Речная боевая флотилия, которую сформировали по инициативе двух молодых мичманов Г.А. Мейрера и В.А. Ершова и гордо назвали «Речным боевым флотом Комуча». Возглавил флотилию 20-летний Мейрер.

В то же время в Нижнем Новгороде большевики формируют Волжскую военную флотилию. Уже тогда город был крупнейшим индустриальным центром Поволжья с развитой судостроительной промышленностью. Процессом руководил матрос Балтийского флота, комиссар Н. Г. Маркин, которому тогда было 25 лет. Вместе с ним в город приехал эшелон с 300 матросами Черноморского флота, ставшими основой будущей флотилии.

Подробнее о создании Волжской военной флотилии читайте в нашем материале👇

➡️Баталии за Волгу: как создавалась волжская военная флотилия

В Симбирске 15-18 июля 1918 года красные также создают отряд вооруженных кораблей: «Ольга», «Братство», «Лев» и «Делосовет». Корпуса этих случайно подобранных судов были слабы, механизмы изношены, крепление орудий примитивно, поэтому в должной мере противостоять флотилии противника, вооруженной в Самаре из числа лучших нижневолжских буксирных судов, отряд не мог.

Первое речное сражение Симбирского отряда кораблей с белой флотилией состоялось 20 июля. «Делосовет» с одной трехдюймовой пушкой, с командой в 52 человека, идя вниз по Волге, встретил три вооруженных парохода противника и вступил с ними в неравный бой. 36 минут моряки героически сражались, нанеся противнику серьезный урон: у одного судна была сбита рубка, второй в результате взрыва затонул.

«Делосовет» благополучно вернулся в Симбирск, но уже 22 июля пароход атаковали лучшие представители белой флотилии: «Милютин», «Вульф» и «Козлов». Нападение было столь стремительным и неожиданным, что бой начался на дистанции в 2 км. В неравной схватке «Делосовет» получил несколько пробоин, от взрыва собственных снарядов его выбросило на берег. В день гибели судна пал Симбирск, а оставшиеся три корабля отряда отступили вверх по реке и присоединились к Волжской военной флотилии.

Кроме того, в ее состав вошли два корабля на реке Белой, 8 быстроходных катеров-истребителей в Царицыне. 4 катера направлялись по железной дороге из Балтики, 4 миноносца типа «Сокол» шли с Балтики по Мариинской системе и 5 бронированных катеров тоже двигались с Балтийского моря. Если бы все эти суда стояли на Волге под единым командованием, они представляли бы собой действительно мощную боевую силу. Но корабли были рассредоточены и поддержать обороняющие Казань части не смогли. 7 августа 1918 года войска белого генерала Каппеля, разгромив в устье Камы вышедшую навстречу красную речную флотилию, взяли город.

Статья в тему:

➡️1843. Год, перевернувший историю речного флота.

Моряки белой флотилии. Фото из открытых интернет источников
Моряки белой флотилии. Фото из открытых интернет источников

Заставили замолчать орудия противника

Красные готовились к реваншу под Казанью. Волжская военная флотилия продолжала активные боевые действия. Были в строю уже основные силы в составе 3 миноносцев, вооруженных пароходов, барж и катеров, а также авиа­ционного отряда из 4 гидросамолетов и десантно­го отряда моряков. Предстояло сокрушить значительную силу противника, ведь к концу августа белая флотилия усилила свою мощь: теперь она состояла из 7 вооруженных пароходов и одной баржи. Белые заняли боевую позицию у железнодорожного моста в 30 верстах выше Казани, чтобы оборонять переправу и станцию Свияжск.

27 августа к Волжской военной флотилии присоединились миноносцы «Прыткий», «Прочный» и «Ретивый», что заметно подняло боевой дух матросов. И корабли смело вступили в бой. Флотилия обстреляла деревню Верхний Услон около Казани. Загорелся караван барж с военным имуществом у казанских пристаней. На следующий день новый обстрел. На это белые ответили мощным огнем тяжелой артиллерии. В ответ баржа-форт «Серёжа» произвела 6 выстрелов, на пристанях воспламенились военные склады. А корабли «Ваня» и «Добрый» заставили орудия противника замолчать.

В ночь на 31 августа красным удалось незаметно пройти мимо батарей противника за Верхний Услон и обстрелять неприятельскую базу. Пароходы и баржи вспыхнули. Но попытка штурма не увенчалась успехом — Волжская военная флотилия понесла значительные потери. Взять Верхний Услон удалось только 7 сентября силами флотилии вместе с сухопутными войсками.

9 сентября Красная армия окончательно заняла села Верхний и Нижний Услон, а также господствующие высоты. Был открыт артиллерийский огонь по Казани из 15 орудий, чтобы обеспечить огневое прикрытие десанту из 60 человек под командованием Н.Г. Маркина. Им удалось отбросить силы противника в город и час удерживать пристань, но группу и корабли обстреляли из городского кремля. Десантникам пришлось вернуться на суда. Дождавшись подкрепления, красные силами сводного батальона солдат и матросов 10 сентября взяли Казань. После чего флотилия начала преследовать отходившие к устью Камы корабли белых, ежедневно вступая с ними в схватку.

1 октября красная флотилия подошла к Пьяному Бору. В разведку отправились суда «Ретивый» и «Ваня – коммунист», на котором находился комиссар Маркин. В 3 км от Бора суда попали под огонь хорошо укрытой батареи неприятеля. На корабле Маркина начался сильный пожар, канонерская лодка потеряла управление, подошедшие на поддержку корабли попытались вывести ее из-под огня. Но подоспевшие 6 судов противника оборвали огнем все попытки спасти гибнущего «Ваню — коммуниста». Маркин отдал приказ команде покинуть корабль, а сам, не желая сдаваться в плен, бросил гранату в погреб с боеприпасами и погиб. Этот бой унес жизни 40 членов экипажа. Серьезные потери заставили флотилию отойти. Подробнее о судьбе комиссара Маркина читайте в нашей статье👇

➡️ Николай Маркин: как бесстрашный балтийский моряк в 25 лет создал Волжскую военную флотилию и погиб за свою команду.

Вскоре Пьяный Бор взяли уже сухопутные войска Красной армии, суда неприятеля отбросили к реке Белой, устье которой было заминировано. Это означало полный вывод кораблей Речной боевой флотилии.

В сентябре Волжскую военную флотилию разделили на два отряда. Одна группа поддерживала действия 2-й армии, другая участвовала в обороне Царицына 1918-1919 годов. Оставшиеся корабли в ноябре 1918 года прибыли на зимовку в Нижний Новгород.

Бой под Пьяным Бором. Фото из открытых интернет источников
Бой под Пьяным Бором. Фото из открытых интернет источников

Статьи по теме:

➡️ 1914-1918 годы: развитие флота на Волге и трагические уроки войны.

Конец противостоянию

28 апреля 1919 года корабли Волжской военной флотилии вышли из Нижнего Новгорода, чтобы оказать поддержку войскам Южной группы. Схватка возле устья реки Вятки 14 мая оказалась успешной, 24 мая в районе мыса Святой Ключ произошел самый большой бой между красной и белой флотилиями.

Командующий Волжской военной флотилией, не проверив оперативную обстановку, принял решение обстрелять Елабугу. Для этой цели вышли два дивизиона кораблей. Командование Речной боевой флотилии приняли вызов и вступили в схватку. Увидев показавшиеся из-за поворота суда противника, красные попытались перестроить свои корабли, чтобы вести бой на курсовых углах. Но белые двигались так быстро, что маневр не получился — уже через несколько минут суда приблизились до дистанции 4,5 км и обстреляли Волжскую флотилию. Головной корабль красных получил повреждение, начал поворот, и этот маневр другие суда восприняли как сигнал к отступлению. Они отходили в полном беспорядке, превратившись в открытую мишень для противника. Но, несмотря на такой впечатляющий успех Речной боевой флотилии, белые воспользоваться им не смогли, атака не удалась.

Активные боевые действия продолжались до лета. Волжская военная флотилия продвигалась вверх по Каме, 1 июля Красная армия овладела Пермью и Кунгуром. Потеряв в Перми свою главную базу, белые ликвидируют Речную боевую флотилию. Корабли разоружают, артиллерию и боезапасы отправляют по железной дороге в Тюмень.

Суда белой флотилии были сосредоточены в реке Чусовой (приток Камы), в районе села Левшино. Из-за нехватки цистерн в деревне осталось много керосина и смазочных масел, которые местные жители выливают в реку, чтобы не достались красным. От брошенной тлеющей головни вспыхнул грандиозный пожар. На протяжении реки Камы от ее устья до Усолья были сожжены 61 пароход, 43 баржи и 10 дебаркадеров, выброшены на берег, сломаны и посажены на мель 13 пароходов, 60 барж, 17 дебаркадеров. В самой Перми сгорело 22 пассажирских и 81 буксирный пароход, 5 дебаркадеров и 38 барж.

Пожар в Левшино, нанесший невосполнимый урон волжскому флоту, стал одной из самых трагических страниц в истории Гражданской войны.

Так была закончена боевая деятельность Волжской военной флотилии.

Подробнее об этом пожаре читайте в нашем материале👇

➡️Как в июне 1919 года в страшном пожаре погиб Камский речной флот.

(Статья подготовлена по материалам монографии кандидата исторических наук И. А. Рычкова)