На канале «История Волжского пароходства» запускаем серию материалов, которые мы создали специально по запросу наших подписчиков.
Открывает этот цикл статья о пароходе «Баянъ» («Михаил Калинин»), на котором работал легендарный ас Валерий Чкалов. Именно с этим судном связан крутой поворот в жизни всемирно известного летчика.
Чкалов вырос на Волге, река закалила его характер, а его «первым университетом» стало известное волжское судно.
«Валерьян со звездой» играл в пароходы
Валерий Павлович Чкалов родился 2 февраля 1904 года на Волге, в селе Василево Балахнинского уезда (сейчас город Чкаловск Нижегородской области).
Василево во времена детства Чкалова было слободой при затоне. Вся жизнь сельчан, как и семьи Чкаловых, была связана с рекой. Отец Павел Григорьевич — котельщик Василевских казенных мастерских (ныне Чкаловская судоверфь), где строили и ремонтировали суда. Мама Ирина Ивановна — домохозяйка, воспитывала детей.
В Василево был старинный обычай. Весной, когда приходила большая вода, сельчане выходили на высокий волжский берег, наблюдали за бурным половодьем, жгли костры над рекой, обозначая тем самым начало любимого для всех сезона: новая жизнь, большая работа.
Интересный факт:
По словам историков, у Чкалова даже фамилия речная: она происходит от волжского слова «чка» — плавучая, мощная льдина во время весеннего ледохода (словарь Даля).
По рассказам близких, рос Валера сорванцом, по-деревенски «полозеней», с вечно ободранными коленками, хорошо плавал, лихачил с детства. Дом Чкаловых стоял на берегу Волги, поэтому все игры и развлечения детворы были связаны с водой.
«Маленький Валера обожал играть «в пароход». У нас во дворе стоял большой деревянный ларь, он служил Вольке кораблем. Конечно, он был командиром. Тут и флаг стоял, штурвалом было колесо. Однажды в 6 лет он у меня убежал купаться на реку, я была на хозяйстве. Слышу, соседи кричат: «Нюра, беги за братом, утонет ведь». Очень рано, лет с восьми, начал переплывать Волгу — бесстрашный был!» — вспоминала сестра Анна Павловна Чкалова.
Показывая свою удаль, Валерий подныривал под пароходы, по весне катался на льдинах, умело правил лодкой, любил ездить по волнам, когда мимо проплывал гигантский колесный пароход Зевеке. Чем выше волна, тем больше мальчишеского задора.
Кстати, о судах Зевеке читайте в нашем материале👇
⚓ Гиганты на Волге. Какими были легендарные пароходы Альфонса Зевеке?
«Валера все пароходы знал по свистку. Ходил на пристань, купался, а когда подходил пароход, залезал на корму. Как судно за остров зайдет, нырял с палубы и плыл к дому. Далеко! Пытались за ним посылать лодку, так он не допускал, мальчишкам грозил кулаками — сам плыл!» — рассказала Софья Павловна Чкалова, сестра летчика.
Сестры вспоминали: «Его все беды стороной обходили. Брата соседи звали — Валерьян со звездой. У него отметина была на лбу, видимо, от очередного лихого поступка. Вечно куда-нибудь залезет, на высоту, да упадет. Стремился повыше, опаснее». Валериан — имя Чкалова при рождении.
«Он вырос на просторах реки. И в его натуре было стремление к широте, к невероятному простору. На Волге Валерий чувствовал себя свободно! И это чувство перенеслось на небо — в полете он был как дома. На земле ему было непривычно», — делилась супруга летчика Ольга Эразмовна Чкалова.
На борту «первого университета»
На все лихачества сына, особенно дальние заплывы, отец ругался: «Волька, не сносишь головы». А сын только отшучивался: «Папка, да я умею плавать, ничего не будет!». Павел Григорьевич хотел, чтобы парень жил степенно, твердо стоял на ногах и имел стабильный заработок, стал «волгарем» — трудился на Волге, занимался судоремонтом. Сам Павел Чкалов делал пароходные котлы, славился мастерством на всю округу. Поэтому и отправил младшего сына в Череповецкое техническое училище, чтобы постигал ремесло.
Читайте также:
Но учеба не задалась — началась Гражданская война, и училище закрыли из-за нехватки преподавателей. Валерий вернулся домой. Отец сказал ему: «Нечего сидеть дома, иди работать!». Взял сына к себе в мастерскую, подручным молотобойца. А с началом навигации 1919 года Валерий устроился кочегаром на землечерпалке «Волжская-1» и пароходе «Баянъ».
«Баянъ» (впоследствии названный «Михаилом Калининым») был оснащен по последнему слову техники. На испытаниях пароход, имевший корпус из мягкой мартеновской стали и современный по тем временам двигатель конструкции волжского механика В. И. Калашникова, развил скорость 22 км/час. По удобствам для пассажиров и роскошной отделке пароход «Баянъ» был одним из лидеров на Волге.
«Баянъ» работал на линии Нижний Новгород — Астрахань. В 1915 году его капитаном стал Александр Андреевич Бармин. В Гражданскую судно служило транспортом Волжской военной флотилии, перевозило войска между Симбирском и Самарой. И вот под начало капитана Бармина пришел работать 15-летний парень Валера Чкалов.
Позже сам Чкалов написал: «…К 12 годам я был уже сильным и храбрым подростком и вскоре ушел работать кочегаром на товаро-пассажирский пароход «Баянъ». Жизни начал я учиться у водников, среди них прошел первоначальный университет».
Так бы и кочегарил Валерий Чкалов, если бы однажды не вышел на палубу подышать свежим воздухом. И замер: над Волгой парила большая птица — самолет. По воспоминаниям сестры Анны Павловны, эта важная для будущего летчика встреча состоялась, когда пароход подходил к Нижнему Новгороду. Чкалова поразил гидросамолет, который бежал по воде, а потом взмыл вверх.
И парень понял, что хочет в небо. «Круто повернулась моя жизнь», — потом говорил об этом событии летчик. Загоревшись мечтой об авиации, Валерий Чкалов уволился с парохода, уехал в Нижний Новгород и встретил односельчанина Владимира Фролищева, который работал бригадиром по сборке самолетов в 4-м Канавинском авиационном парке. По его совету Валерий вступил добровольцем в ряды Красной армии и начал работать учеником слесаря-сборщика самолетов в этом авиапарке. А дальше его карьера будет подниматься только выше, в небо.
Кстати, свое первое место работы, пароход «Баянъ», Валерий Павлович вспомнил спустя 17 лет, когда встретился со своим первым начальником, капитаном Барминым. В архивах даже сохранилось это уникальное фото. В 1937 году на пароходе, который уже сменил имя на «Михаила Калинина», состоялся митинг по случаю приезда в Горький после беспосадочного перелета в США Валерия Чкалова. А в салоне судна появилась мемориальная доска о том, что здесь работал Валерий Чкалов.
А пароход продолжил трудиться на Волге. Он был в лидерах стахановского движения. На борту бывали Михаил Калинин, имя которого носило судно, Климент Ворошилов и другие известные гости. Во время Сталинградской битвы судно под командованием капитана Николая Богатова было задействовано для доставки в осажденный город жизненно важных грузов, перевозило мирное население и военных. В августе 1942 года «Михаил Калинин» принял на борт почти втрое больше пассажиров, чем положено по проекту — 1000 человек, и вместе с другими пароходами, «Парижской Коммуной» и «Иосифом Сталиным», вышел из Сталинграда в Куйбышев.
О героическом прорыве волжских капитанов Льва Галашина и Николая Богатова, которые смогли вырваться из зоны вражеского обстрела и спасти пассажиров, за что были награждены орденами Красного Знамени, читайте в нашей статье👇
⚓ По огненной Волге — к спасению. Подвиг экипажа капитана Николая Богатова.
4 октября 1980 года состоялись торжественные проводы этого славного труженика Волги, как шутили волгари, «на заслуженный отдых». За все навигации он перевез свыше 1 миллиона 200 тысяч пассажиров.