Постараюсь написать статью максимально тактично; тема очень непростая. Внутренне я, будучи весьма рациональным человеком, не представляю, как можно целенаправленно выбрать ребёнка из сотен анкет; это же не в магазин сходить. На мой взгляд, наиболее успешные случаи приёмного родительства были у тех, кто нашел своего ребёнка сердцем по стечению обстоятельств. Тем не менее, есть опорные вопросы, на которые нужно ответить самим себе, и доводы, которые обязательно нужно учесть, если вы хотите создать прочную семью с приёмными детьми, или если такие мысли иногда посещают вас.
Давайте сначала посмотрим ситуацию с семьёй, где ребёнок не родственник и кровных детей нет. Взаимная адаптация кровного и приёмного ребёнка – это очень большая тема, и если она вас волнует – напишите в комментариях, я подготовлю отдельную статью в формате рубрики «вопрос-ответ».
Забегая вперёд, скажу, что страхи, мотивация, аргументы за и против, общая информация по уходу за детьми и про ОВЗ будут подробно разбираться в школе приёмных родителей. Главное – чтобы вам повезло со школой, с группой и с ведущими занятий – это 50% успеха приёмного родительства.
И сразу сниму розовые очки: детей, соответствующих идеальной для вас картинке, скорее всего, не будет – будьте готовы расставить приоритеты, к каким особенностям внешности, развития, здоровья вы готовы, а к каким точно нет. Готовы ли вы принять братьев и сестёр [и сколько].
Груднички-отказники. Такой приём в семью редок, но вполне реален, если у вас на руках уже есть полный актуальный пакет документов для опеки (все справки, разрешения, характеристики), вы на связи с сотрудником вашей районной опеки, вы или кто-то из близких работает в роддоме (знает, что мама написала отказ) или дежурит как детский волонтёр в больнице в большом городе. Это большое везение для всех участников цепочки, потому что у ребёнка не успевает возникнуть травмирующий опыт, и после выписки он попадёт в новый дом.
Малыш до года и малыш 1-3 (иногда 4) лет. Чем младше ребёнок, тем быстрее сформируется родительская любовь, даже если кто-то из семейной пары махровый суровый скептик. Если у вас нет детей, конечно, реализоваться как родителям вам поможет именно малыш. Но: бессонные ночи, нагрузка на спину, повышенная тревожность, когда ребёнок ползает-лезет-тянет. Оцените физические силы и, главное, моральное состояние, а также свою готовность кардинально поменять образ жизни на ближайшие несколько лет. Желательно обоим супругам в откровенном диалоге оценить силы, успеет ли ребёнок стать совершеннолетним до ухода на пенсию обоих родителей, а также продумать долгосрочную подушку безопасности на случай потери работы в предпенсионном возрасте.
Всех потенциальных приёмных родителей волнует вопрос развития интеллекта и психики. Заподозрить тяжёлые потенциальные нарушения интеллекта можно, если у младенца нет комплекса оживления, если нет захвата, нет интереса к окружающему, нет интереса к предметам.
Есть малыши, у которых просто нет стимула бороться, они апатично подчинились ситуации или вместо доброжелательного дома малютки с отзывчивыми сотрудниками попали в учреждение, где творится полная жесть (у меня рука не поднимется здесь описывать крайности особенностей ухода за малышами, которые иногда встречаются в жизни). После попадания в семью и при раннем начале реабилитации и лечении основных установленных диагнозов, такие дети быстро навёрстывают упущенное.
Отклонения в области эмоций (тяжёлая психиатрия) можно выявить, когда уже сформировано мышление – я уточняла этот момент у профессора психиатра в контексте коррекции при ранней детской шизофрении.
Дошкольники. Если дошкольник попал в систему не через изъятие из семьи в сознательном возрасте, а был переведён из дома малютки, депривация становится невыносимо мощной. Психика ребёнка изобретает себе «костыли», но чем старше становится ребёнок, тем сильнее накапливаются в нём невыраженные и подавленные эмоции. Если в раннем детстве ребёнок был в семье, депривация младенчества будет гораздо менее выражена, но вместо этого будет психотравма и, если семья неблагополучная, будет социальная дезадаптация.
Адаптация будет успешной, если приёмный родитель понимает причины «странного» поведения ребёнка (демонстрирует тревогу, прячет еду под подушку, успокаивается раскачиванием), и принимает, что нельзя стыдить за это; если готов помочь ребёнку прожить заново историю его рождения и взросления.
Про тонкости приёма в семью школьников я не буду писать в этой статье – всё слишком индивидуально. Но по поводу дошкольника и школьника – если вас волнует задержка психического развития, я как дефектолог могу сказать, что она вполне решаема, задержка речевого развития тем более. А для полноты картины вот ссылки на отличие ЗПР и УО и отличие ЗПР от педагогической запущенности.
Если вы переживаете по поводу вашего возраста, скажу так: мне доводилось видеть и совсем юных кандидатов (студентов), и бабушек пенсионного возраста – там была безвыходная ситуация с родственниками. Многие идут на осознанный шаг в возрасте 50+, в том числе уставшие от одиночества люди со зрелой мотивацией наставничества, и на встречах с психологами и специалистами ШПР они чаще всего приходят к пониманию возраста от старших дошкольников до пубертата.
Эти статьи про малышей точно будут вам полезны: Раннее развитие до года, подозрение на ранний аутизм (что вы можете делать сами дома, если вы обнаруживаете эти признаки), как отличить норму от нарушений у детей до года и у детей до трёх лет. Как адаптировать приёмного ребёнка дома.
Подпишитесь на канал, чтобы не потерять его, если темы вам близки. У нас здесь уютно — как дома. Обо мне и об этом канале основное тут.