Найти в Дзене

Страхи и тревожность у детей, особенно при аутизме

Страхи есть у многих детей, но при раннем детском аутизме страхов очень много. Для интуитивного избавления от страхов возникают и закрепляются ритуалы и стереотипии. Инициатором ритуалов могут быть и родители, и ребёнок (чаще всё-таки родители). Стереотипии ребёнок формирует себе сам. У ребенка с РДА особенно ярко проявляется феномен тождества - стремление сохранить привычное постоянство и отрицание любых изменений. У «нормотипичных» и близких к норме детей тоже бывают страхи, тоже закрепляются ритуалы и стереотипии, и тоже проявляется феномен тождества, но он выражен не в такой гипертрофированной степени, как при РДА. То есть отличие в степени проявлений, а не в том, что у одних это есть, а у других нет. Это не булево ИЛИ-ИЛИ, это градация по шкале от 0% до 100%. Детей можно условно разделить на группы: При РДА \ РАС характерна жёсткая фиксация на страхах. Бывает, что страхи годами остаются актуальными, и никто не может найти причину. Бояться ребёнок может чего угодно – темноты, звуко

Страхи есть у многих детей, но при раннем детском аутизме страхов очень много. Для интуитивного избавления от страхов возникают и закрепляются ритуалы и стереотипии. Инициатором ритуалов могут быть и родители, и ребёнок (чаще всё-таки родители). Стереотипии ребёнок формирует себе сам. У ребенка с РДА особенно ярко проявляется феномен тождества - стремление сохранить привычное постоянство и отрицание любых изменений.

У «нормотипичных» и близких к норме детей тоже бывают страхи, тоже закрепляются ритуалы и стереотипии, и тоже проявляется феномен тождества, но он выражен не в такой гипертрофированной степени, как при РДА.

То есть отличие в степени проявлений, а не в том, что у одних это есть, а у других нет. Это не булево ИЛИ-ИЛИ, это градация по шкале от 0% до 100%.

Фото создано с помощью нейросети.
Фото создано с помощью нейросети.

Детей можно условно разделить на группы:

  1. Не допускают до себя страх, «уходят» от общения.
  2. Почти постоянно пребывают в состоянии страха. Напряжённые движения, крик, застывшая мимика. Часть страхов спровоцирована интенсивными сенсорными нагрузками.
  3. Включают страхи в вербальные фантазии.
  4. Дети с генерализованной тревогой.

При РДА \ РАС характерна жёсткая фиксация на страхах. Бывает, что страхи годами остаются актуальными, и никто не может найти причину. Бояться ребёнок может чего угодно – темноты, звуков, механизмов, мест, людей, отрицательной эмоциональной оценки окружающих и т.п. Страхи не угасают со временем; это еще больше затрудняет адекватное психическое развитие. Блокируются здоровые эмоциональные реакции; вместо выхода на новый виток развития ребёнок входит в замкнутый цикл.

Бывает зацикленность на одном и том же сюжете (в том числе увиденном однажды случайно), постоянное повторение шокирующего вопроса с патологически подробными деталями (например, додумывание, что будет с человеком, если он окажется в закрывающихся дверях лифта).

Возможна стереотипная фиксация деталей сказок (Синяя Борода, людоеды), собственного негативного опыта или услышанных фраз, сказанных мимоходом при ребёнке.

Дети со спецификой сенсорного или интеллектуального развития плохо воспринимают юмор, тяжело осваивают абстракции и причинно-следственные связи. Если в близком окружении есть взрослый, который любит выражаться пословицами, витиевато-иносказательными фразами, мнит себя великим шутником, – для роста страхов появится мощная питательная среда.

Ещё хуже, когда взрослый придумывает «пугалки», чтобы ребёнок быстрее собирался, доел до конца, быстрее засыпал, не трогал что-либо руками, не отвлекал. Единожды сказанная фраза может закрепиться на годы.

При тревожности и постоянных страхах усиливается чувствительность к деталям, свойственным для ситуации. У ипохондрика что-то где-то кольнуло – он испугался – от испуга подскочило давление – он испугался еще больше – началась паническая атака. Или в семье, где взрослый страдает зависимостью, когда он заходит в дом, домочадцы по звуку оборота ключа сходу определяют степень и количество принятого.

При РДА на фоне страхов сенсорика, которая и так имеет особенности, дает еще бОльшие сбои. Не владеющий в полной мере речью ребёнок не умеет сравнивать и объяснять. Мы можем только по каким-то внешним признакам предполагать что-то, интуитивно проверять гипотезы и подбирать домашние приёмы взаимодействия.

Положительно направленные ритуалы и сохранение привычного пространства на любых детей влияет успокаивающе, особенно в мелочах:

  • каждое утро изображаем Лунтика и играем в «Я родился»,
  • уличные ботиночки [по размеру, с застёжками-липучками…] стоят на одном и том же месте,
  • набор предметов одежды одинаковый и удобный (всегда трусы, носки, штаны, футболка, кофта, головной убор; в холодное время года плюс теплое уличное),
  • одинаковый порядок действий по утрам (идешь в туалет, моешь руки, надеваешь домашнее, пьешь воду натощак, завтракаешь, умываешься и чистишь зубы, переодеваешься, выходим из дома) и по вечерам (особенно перед сном).

Ритуалы можно вводить по дороге из сада\школы. Идём за руку, играем в пожимание рук (ребёнок повторяет, сколько раз мама сжала ему руку). Вечером по пути домой ребенок рассказывает, что ел в течение дня, – это и общение, и развитие речи, и родительский контроль; дальше разговор плавно перетекает в события дня.

Приём отлично работает, даже если диалог на уровне:

– Что кушал?

– Ка.

– Гулял днем?

– А.

– Во что играли?

– Ы-ы.

Рисунок создан с использованием нейросети.
Рисунок создан с использованием нейросети.

Чем больше предсказуемости для ребенка, тем меньше у него страхов.

Проговариваем всё, всегда, чётко, принимая за аксиому, что ребёнок понимает обращённую речь: «Сейчас в магазин, потом домой»; «Сейчас ужин, потом мультик»; «Сейчас учёба, в выходные на дачу, летом на море». Это также очень важно детей на адаптации при приемном родительстве.

Совет на все времена: соблюдаем режим и избегаем сенсорных перегрузок.

Для исключения профильных диагнозов нужна консультация психиатра; требуется комплексная работа невролога и педиатра, по возможности сомнолога, остеопата (вероятно проявление неврологической симптоматики - парезы, скованность, нарушение состояния кожных покровов, тремор, болевые синдромы - в дополнение к проявлениям социально и психологически неадекватных реакций на, казалось бы, обычные раздражители).

Напишите в комментариях, если интересно продолжение этой статьи: «диагностика страхов родителями» – как провести диагностику страхов у ребёнка самому, чтобы собрать подробные данные для психокоррекции, если ребёнок не контактирует с окружающими и не владеет достаточным словарным запасом.

Подписывайтесь на канал, если статья вам откликается.

Впереди еще много полезных материалов.

Я детский и взрослый дефектолог и логопед, специализируюсь на ДЦП, РАС, интеллектуальных нарушениях. Помните! Дефектолог – педагогическая специальность. Определить, является ли поведение нормотипичным или демонстрирует признаки, требующие срочного вмешательства психолога, психотерапевта и психиатра, могут только специалисты с высшим медицинским или психологическим образованием. Для постановки и снятия диагноза, для назначения лечения и получения медицинских рекомендаций необходимо обращаться к врачу.