Найти в Дзене

Как отличить педагогическую запущенность от ЗПР у школьника и дошкольника

Задержка психического развития - медицинский диагноз, который не может поставить недовольная соседка или пассажир в общественном транспорте; его ставит только врач. Расстройства психологического (психического) развития включены в рубрику F80 - F89 по МКБ-10. ЗПР диагностируют не ранее 4 лет, проявляется обычно до 11 лет. ЗПР – нарушение темпов развития одной или нескольких высших психических функций (речь, память, мышление, внимание, восприятие). наличие диагноза ЗПР - сигнал родителям о том, что ребёнку требуется повышенное внимание в психологическом и педагогическом сопровождении. Повышенное внимание не только со стороны родителей (значимых взрослых), но и со стороны воспитателей в детском саду и учителей в школе. Скажу как дефектолог: если ребёнку повезло с чуткими взрослыми, всё не так критично, но ещё в зоне риска. Педагогическая запущенность — это состояние, вызванное дефицитами воспитания и обучения. Это отставание в поведенческом, познавательном, эмоциональном развитии, которо

Задержка психического развития - медицинский диагноз, который не может поставить недовольная соседка или пассажир в общественном транспорте; его ставит только врач. Расстройства психологического (психического) развития включены в рубрику F80 - F89 по МКБ-10. ЗПР диагностируют не ранее 4 лет, проявляется обычно до 11 лет.

ЗПР – нарушение темпов развития одной или нескольких высших психических функций (речь, память, мышление, внимание, восприятие). наличие диагноза ЗПР - сигнал родителям о том, что ребёнку требуется повышенное внимание в психологическом и педагогическом сопровождении. Повышенное внимание не только со стороны родителей (значимых взрослых), но и со стороны воспитателей в детском саду и учителей в школе. Скажу как дефектолог: если ребёнку повезло с чуткими взрослыми, всё не так критично, но ещё в зоне риска.

Педагогическая запущенность — это состояние, вызванное дефицитами воспитания и обучения. Это отставание в поведенческом, познавательном, эмоциональном развитии, которое тянется из раннего или дошкольного возраста или начальной школы. Выражается отставание в хроническом неуспевании по учёбе, проблемах с самооценкой, трудностях социализации, агрессивности, импульсивности, склонности к нарушению норм и правил.

Так нейросеть видит строгого учителя. "Подпишитесь на канал," - намекает она.))
Так нейросеть видит строгого учителя. "Подпишитесь на канал," - намекает она.))

Педагогическая запущенность – это последствия попадания в неадекватную социально-педагогическую среду, а не результат поражения мозга и дисфункции нервной системы. Психические функции в целом сохранны (базис есть), но не сформированы нужные навыки и знания (надстройки нет). И это не про хулиганство, хамство, асоциальное поведение, аддиктивное поведение и зависимости. Это про дефицит общения и стимуляции в раннем возрасте, непоследовательность воспитания, гиперопеку или безнадзорность, частую смену школ, формальному отношению к учёбе. Ситуация усугубляется "криво" пройденными кризисами трёх лет, семи лет, подростковым.

Бывают ситуации, когда педагогическую запущенность провоцировали не родители, а значимые взрослые, у которых ребёнок часто бывал или временно жил (на время госпитализации или отъезда мамы; на каникулах у родственников; родитель-одиночка работает, с ребёнком бабушка или няня).

Если ребёнок попадает в более благоприятные и комфортные условия, то с помощью базовых интуитивно понятных семейных стратегий и психологической коррекции всё можно быстро поправить – похвала за хороший результат, восполнение пробелов по учёбе за прошлые периоды, обучение шаг за шагом от простого к сложному, наглядная демонстрация адекватных форм общения и проявления эмоций, периодические сеансы семейной терапии и т.п.

Кстати, возможность исправления ситуации касается и «непопулярного» возраста детей для приёмного родительства 6-9 лет (до пубертата), когда кажется, что ребёнок уже взрослый и не поддаётся коррекции. Это в пубертате и позднее уже потребуется более глубокая психологическая поддержка.

Если неблагоприятные факторы среды начали действовать до кризиса трёх лет лет или если в младенчестве не было опыта депривации (материнской, эмоциональной, когнитивной, социальной, бытовой), у таких детей отличные ресурсы и прогнозы по восполнению дефицитов и адекватной социализации.

Признаки педагогической запущенности:

Знания и умения фрагментарны (с пробелами). Новое усваивается быстро. Может хорошо учиться, если материал знаком. Легко наращивает речь. Поведение часто демонстративное, протестное; возможно игнорирование знакомых правил. Эмоциональная реакция может быть излишне бурной. Остро нуждается в чёткой системе требований и последовательном воспитательном воздействии. Стремится к лидерству или конфронтации для компенсации неуверенности.

Признаки ЗПР:

Познавательная активность снижена, материал усваивается медленно, нужно повторять много раз. Особенные трудности возникают при обобщении, установлении причинно‑следственных связей, абстрагировании, восприятии сложных инструкций и переносного смысла. Развитие речи даётся с усилиями. Эмоциональная неустойчивость, быстрая истощаемость. Трудно сосредоточиться, довести дело до конца. Снижена критичность к собственным ошибкам. Затруднено понимание социальных норм. Склонность к изоляции, наивным контактам (это зона повышенного риска!!!). Нуждается в пошаговом обучении социальным навыкам.

Ребёнок не специально так себя ведёт. Так работает мышление при ЗПР. Еще раз: это медицинский диагноз, а не вредный характер или недосмотр воспитания. Это не значит, что ситуацию пускаем на самотёк. Мы всё равно занимаемся, корректируем, но с учётом особенностей мышления ребёнка.

Педагогическая запущенность может сочетаться с ЗПР, усугубляя отставание в учёбе и развитии.

Если вы хотите больше знать о возможностях обучения, поддержки и коррекции при педагогической запущенности и ЗПР – давайте дружить и общаться на моём канале.

Если ребёнку нужен индивидуальный план поддержки и программа коррекции – напишите мне, обсудим.

Внимание! Для получения диагноза и назначения лечения необходимо обратиться к врачу.