Найти в Дзене

ЗПР у дошкольника и школьника: простыми словами о главном

До 3-3,5 лет задержку психического развития не ставят. Диагноз ЗПР применим к дошкольникам 4+ и к ученикам начальной школы обычно до 10-11 лет. Придется чуть-чуть погрузиться в теорию, чтобы быть в теме. Задержка психического развития – это отставание темпов психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы. «Правильное» развитие выглядит примерно так. Прямым продолжением предметной деятельности (пощупать, покрутить, постучать) становится игра - сначала с предметами, затем сюжетно-ролевая. Идёт активное общение с родителями и сверстниками. Развивается речь, память, мышление, внимание, восприятие – высшие психические функции, у которых есть свои нормы и мерки по каждому возрастному периоду. По мере взросления формируются и усложняются двигательные навыки. Крупная моторика – это фундамент, мелкая моторика (точные движения пальцами рук и кистью) – надстройка, которые прямо влияют на когнитивные функции. Это базис для всех детей, и с ОВЗ, и без ОВЗ. Именно поэтому при ДЦП проры

До 3-3,5 лет задержку психического развития не ставят. Диагноз ЗПР применим к дошкольникам 4+ и к ученикам начальной школы обычно до 10-11 лет.

Придется чуть-чуть погрузиться в теорию, чтобы быть в теме. Задержка психического развития – это отставание темпов психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы.

«Правильное» развитие выглядит примерно так. Прямым продолжением предметной деятельности (пощупать, покрутить, постучать) становится игра - сначала с предметами, затем сюжетно-ролевая. Идёт активное общение с родителями и сверстниками. Развивается речь, память, мышление, внимание, восприятие – высшие психические функции, у которых есть свои нормы и мерки по каждому возрастному периоду.

По мере взросления формируются и усложняются двигательные навыки. Крупная моторика – это фундамент, мелкая моторика (точные движения пальцами рук и кистью) – надстройка, которые прямо влияют на когнитивные функции. Это базис для всех детей, и с ОВЗ, и без ОВЗ. Именно поэтому при ДЦП прорыв речи, мышления и навыков (попытки говорить, попытки играть, самостоятельно пить и кушать) нередко наступают в течение года после эффекта от двигательной реабилитации (когда освоен любой захват рукой, когда удается скорректировать положение головы, когда хотя бы чуть-чуть окрепли мышцы шеи и плечевого пояса).

Что касается речи, к 5,5 годам в норме она уже сформирована. Начинается период подражания письму - «каракули», один из показателей готовности к школе. А в школе расширяется словарный запас и изучаются правила языка.

Задержка психического развития подразумевает, что какая-то функция (одна или несколько) отстает от принятых медико-психологических норм. Задержка не означает отсутствие. Задержка – это запаздывание, не настолько критичное, чтобы говорить об интеллектуальных нарушениях (умственной отсталости). То есть в целом развитие идет, но неравномерно.

Так нейросеть видит дошкольника, считающего ворон.
Так нейросеть видит дошкольника, считающего ворон.

Возможны отдельные нарушения внимания и памяти, эмоциональная нестабильность, трудности в социальной адаптации (например, избегание общения, ситуативная агрессия), проблемы с координацией (неуклюжесть, неумение пользоваться ножницами, завязывать шнурки, …), проблемы с речью разной степени выраженности.

ЗПР – это сигнал родителям занять активную позицию и наверстать отставание. Речь не о платных «развивашках» с утра до вечера, а о балансе здорового эмоционального фона в семье, режима дня, адекватных игровых и бытовых привычек.

Формулировку ЗПР часто встречают кандидаты в приёмные родители в анкетах детей. ЗПР означает, что потребуется наблюдение в динамике у нейропсихолога и невролога, а также особая родительская чуткость в период адаптации.

Коррекция дошкольника при ЗПР – это формирование прочного фундамента готовности к школе: выдержать целый урок, отвечать по вытянутой руке, владеть способами выражения эмоций, навыками самоконтроля и мыслительных операций близко к возрастной норме.

Для любого дошкольника лучше всего, если кризис 6-7 лет наступит ДО школы. Если этот сложный период совпадет с обучением в первом классе, ребёнку и всей семье будет в разы тяжелее.

Также ЗПР в дошкольном возрасте означает, что, возможно, в начальной школе ребёнку потребуется больше времени на обдумывание заданий, вероятны ошибки из-за невнимательности, придется делать акцент на определённых видах упражнений (сочинение, решение задач, логические цепочки).

И если родители транслируют ребёнку адекватную мотивацию (учиться, чтобы получить интересную профессию; стать как папа\дедушка; быть похожим на Илью Муромца и т.п.) и обеспечивают условия (спокойное место для занятий, необходимые для учёбы покупки, отсутствие эмоционального прессинга и т.п.), ребёнок плавно войдёт в процесс школьного обучения, а затем гладко перейдёт в пубертат.

Продолжение статьи уже скоро: Как отличить УО от ЗПР у дошкольника.

Подробнее, что мы как родители можем сделать, тут. Подписывайтесь на канал, если статья вам близка.

Помните! Дефектолог – педагогическая специальность. За постановкой диагноза необходимо обращаться к врачу.