Османская империя оставила после себя уникальное художественное, архитектурное и культурное наследие. Узнайте, как османы разработали неповторимый художественный язык, в котором Восток встречается с Западом.
Когда мы думаем об Османской империи, это сразу и почти неизбежно будоражит наше воображение. Это вызывает в воображении восточную фантазию, населенную великими султанами, наполненную экзотическими ароматами и сопровождаемую звуками призыва муэдзина к исламской молитве.
Но дело обстоит гораздо сложнее. На пике своего могущества Османская империя (ок. 1299–1922 гг.) простиралась от Анатолии и Кавказа через Северную Африку до Сирии, Аравии и Ирака. Она объединила множество разрозненных частей исламского и восточно-христианского мира, интегрировав византийские, мамлюкские и персидские традиции, в конечном итоге сформировав самобытный османский художественный язык.
Чтобы понять, как возникло и развивалось искусство и архитектура Османской империи, нам необходимо внимательнее изучить её историю. Начиная с завоевания Константинополя , переходя к Золотому веку правления Сулеймана «Великолепного» , в течение которого знаменитый архитектор Мимар Синан создал свои величайшие произведения, и заканчивая периодом тюльпанов при султане Ахмете III.
Константинополь: столица Османской империи.
В XV веке Мехмет II, более известный как Мехмет «Завоеватель» , основал новую столицу Османской империи в бывшем византийском Константинополе и переименовал его в Стамбул . По прибытии он объединил тюркские и персидско-исламские традиции с византийским и западноевропейским художественным наследием.
Собор Святой Софии
Одним из самых ярких примеров встречи Востока и Запада в Константинополе стало превращение собора Святой Софии в мечеть. Церковь была построена в 537 году нашей эры византийским императором Юстинианом I и почти 1000 лет являлась самым большим собором в мире. Считается, что Мехмед II отправился в Святую Софию сразу после прибытия в Константинополь, чтобы совершить свою первую исламскую молитву. Затем купольная церковь была преобразована в мечеть, и к зданию были добавлены четыре минарета. До постройки Голубой мечети в нескольких сотнях метров от неё в XVII веке Святая София служила главной мечетью Стамбула. Однако в 1934 году первый президент Турции Мустафа Кемаль Ататюрк превратил Святую Софию в музей. Здание было внесено в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, что обеспечило сохранение его сложной и многогранной культурной, исторической и религиозной ценности, включая византийские фрески, которые были оштукатурены ранее. Лишь недавно статус собора Святой Софии как музея был аннулирован, и теперь он снова является мечетью.
Дворцы Топкапы
Хотя собор Святой Софии с тех пор неизменно находится в центре стамбульской концепции «Восток встречается с Западом», существует множество других примеров того, как завоевание Мехмета оказало огромное влияние на понимание искусства и архитектуры османами. На протяжении всего его правления ко двору прибывали османские, иранские и европейские художники и ученые, что сделало Мехмета II одним из величайших покровителей эпохи Возрождения своего времени. Он заказал строительство двух дворцов: Старого и Нового, позже ставших дворцами Топкапы.
Дворцы служили главной резиденцией и административным центром османских султанов. Здания Топкапы представляют собой сложный комплекс, фактически являющийся укрепленным царским городом. Дворцы включают в себя четыре больших зала суда, императорскую казну и, конечно же, печально известный гарем, название которого буквально означает «запретный» или «частный». Многих европейских художников завораживала идея этого тайного места, где проживало до 300 наложниц и куда не имел доступа ни один посторонний. Таким образом, когда мы думаем о дворцах Топкапы, мы видим образ, в значительной степени созданный западными художниками, которые фантазировали о жизни в гареме. Следовательно, истории о похотливых султанах, амбициозных придворных, прекрасных наложницах и коварных евнухах в значительной степени передавались западными художниками, такими как Жан-Огюст-Доминик Энгр . Эти истории редко отражали реальность жизни при османском дворе. В конце концов, Энгр никогда не был на Ближнем Востоке.
Хотя дворцы Топкапы, несомненно, являются одним из величайших достижений Османской империи, лишь спустя 100 лет Османская империя достигла своего апогея в искусстве, архитектуре и культуре.
Золотой век искусства и архитектуры в период Османской империи.
Правление Сулеймана (1520–1566 гг., известного в народе как «Великолепный» или «Законодатель») часто рассматривается как «Золотой век» Османской империи, характеризующийся географическим расширением, торговлей и экономическим ростом. Продолжающиеся военные успехи даже обеспечили османам статус мировой державы.
Это, безусловно, также повлияло на культурную и художественную деятельность империи. В этот важный период произошли изменения во всех областях искусства, особенно в архитектуре, каллиграфии, живописи рукописей, текстиле и керамике. Османская визуальная культура оказала влияние на различные регионы империи. Хотя существовали локальные различия, наследие османской художественной традиции XVI века до сих пор можно увидеть почти повсюду: от Балкан до Кавказа, от Алжира до Багдада и от Крыма до Йемена. Некоторые из характерных элементов этого периода — полусферические купола, стройные минареты в форме карандаша и закрытые дворы с купольными портиками.
Однако к числу наиболее выдающихся культурных достижений этого периода относятся мечети и религиозные комплексы, построенные Мимаром Синаном (ок. 1500–1588), одним из самых известных исламских архитекторов. Сотни общественных зданий были спроектированы и построены им по всей Османской империи, способствуя распространению османской культуры по всей стране.
Мимар Синан: Великий исламский архитектор
Мимар Синан считается величайшим архитектором классического периода османской архитектуры. Его сравнивают с Микеланджело, его западным современником. Он отвечал за строительство более 300 крупных сооружений и других более скромных проектов. Различные источники указывают, что в творческое наследие Мимара Синана входят 92 мечети; 52 небольшие мечети (месджиты); 55 богословских школ (медресе); 7 школ для чтецов Корана (дарюлькурра); 20 мавзолеев (тюрбе); 17 общественных кухонь (имареты); 3 больницы (дарушшифа); 6 акведуков; 10 мостов; 20 караван-сараев; 36 дворцов и особняков; 8 сводов; и 48 бань, включая Джемберлиташ Хамами, которая обычно считается одной из самых красивых.
Это выдающееся достижение стало возможным только благодаря престижной должности Мимара Синана, главного архитектора дворца, которую он занимал почти 50 лет. Он руководил всеми строительными работами в Османской империи, работая с большой командой помощников, состоящей из других архитекторов и мастеров-строителей.
До него османская архитектура была крайне прагматичной. Здания представляли собой повторение прежних типов и основывались на примитивных планах. Синан постепенно изменил это и обрёл собственный художественный стиль. Он совершил революцию в устоявшихся архитектурных практиках, расширив и преобразовав традиции. Он стремился к новаторству и постоянно старался приблизиться к совершенству в своих постройках.
Развитие и становление карьеры Мимара Синана можно проиллюстрировать тремя его главными работами. Первые две находятся в Стамбуле: мечеть Шехзаде, построенная во время его ученичества, и мечеть Сулеймание, названная в честь султана Сулеймана Великолепного, которая является результатом его профессиональной подготовки. Мечеть Сулеймание в Эдирне – это творение мастера Синана и считается одним из высших достижений архитектуры во всем исламском мире. В то время как традиционные мечети были ограничены сегментированным интерьером, работа Синана в Эдирне позволила увидеть михраб из любой точки мечети. Мечеть, построенная по заказу султана Селима II, внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Наследие Мимара Синана не закончилось после его смерти. Многочисленные его ученики впоследствии сами спроектировали здания огромной важности, такие как мечеть Султана Ахмета , также известная как «Голубая мечеть», в Стамбуле и мост Стари Мост в Мостаре ( Босния и Герцеговина) — оба объекта включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Эпоха тюльпанов в Османской империи
В период после смерти Сулеймана архитектурная и художественная деятельность возобновилась под покровительством императорской семьи и правящей элиты. Однако в XVII веке ослабление османской экономики начало сказываться на искусстве. Султанам пришлось сократить число художников, работавших при дворе, с более чем 120 до десяти во времена Сулеймана Великолепного . Тем не менее, в этот период было создано множество выдающихся произведений искусства, самым важным из которых является мечеть Ахмета I в Стамбуле (1609–1616) . Здание заменило собор Святой Софии в качестве главной мечети города и продолжает традиции великого архитектора Мимара Синана. Благодаря внутренней облицовке из плитки, она также известна, и, возможно, более известна, как «Голубая мечеть».
При Ахмете III искусство вновь возродилось. Он построил новую библиотеку во дворце Топкапы и заказал «Книгу праздников» (Surname), в которой задокументировано обрезание его четырех сыновей, как это описано поэтом Вехби. Картины, изображающие празднества и процессии по улицам Стамбула, были завершены под руководством художника Левни (умер в 1732 году).
Правление Ахмета III также известно как Тюльпановый период. Популярность этого цветка отразилась в новом стиле цветочного оформления, который заменил стиль орнамента «Саз» с зубчатыми листьями и полосами в виде облаков, характерный для османского искусства на протяжении многих лет и встречающийся в текстиле, миниатюрах и архитектурном орнаменте