Найти в Дзене
Перо и Пыль Истории

Из грязи в князи и обратно

Оглавление

В рассказах о великом, но непонятом художнике, чья слава пришла только после трагической смерти без гроша в кармане, есть неоспоримая романтика.

Как художник, Рембрандт — считался одним из самых опытных художников Золотого века Голландии. Однако, несмотря на огромный успех, голландец Рембрандт, что его казна опустошена, его некогда процветающая мастерская закрыта, а его дом и имущество проданы с аукциона с молотка. Вот история Рембрандта Харменса ван Рейна.

От Лейдена до Амстердама.

Картина Рембрандта, изображающая известную библейскую сцену.
Картина Рембрандта, изображающая известную библейскую сцену.

Рембрандт родился в 1606 году в семье мельника и дочери пекаря в Лейдене, текстильной столице Голландской республики. После многолетнего обучения у местного художника молодой Рембрандт отправился в Амстердам, эпицентр голландского искусства 17 века.

В Амстердаме Рембрандт провел 6 месяцев под опекой Питера Ластмана. Каким бы кратким ни было это обучение, оно окажет глубокое и продолжительное влияние на начинающего художника. Как и Ластман, Рембрандт обладал талантом воплощать в жизнь религиозные и мифологические тексты.

Восходящая звезда

Автопортрет , 23 года, 1629 год, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон.
Автопортрет , 23 года, 1629 год, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон.

Рембрандт обладал естественной плавностью линий и чувством формы. В своих картинах он ловко накладывал тонкие блестящие слои масляной краски, чтобы создать глубину и яркость, придавая своим работам иллюзию освещения изнутри.

Покинув мастерскую Ластмана, Рембрандт основал независимую студию и начал нанимать собственных учеников. Вскоре Рембрандт привлек внимание принца Фредерика Хендрика, голландского землевладельца.

Мастер портретной живописи

Урок анатомии доктора Николаеса Тульпа, 1632 г., Маурицхейс, Гаага
Урок анатомии доктора Николаеса Тульпа, 1632 г., Маурицхейс, Гаага

Самым примечательным, пожалуй, является уникальное мастерство Рембрандта в психологической сложности, его умение делать видимыми нюансы глубины внутреннего мира фигуры.

Судя по большому количеству заказанных Рембрандтом индивидуальных и групповых портретов, его талант получил широкое признание.

Однако вскоре Рембрандту стало недостаточно простого мастерства. Он начал производить революцию в своем жанре. Комиссия Гильдии хирургов 1632 года «Урок анатомии доктора Николаеса Тулпа» ознаменовала радикальный разрыв. Вместо того, чтобы изображать предметы аккуратными рядами с одинаковым весом и равномерным выражением, Рембрандт изобразил группу в середине разреза в драматической мизансцене.

В центре динамичной композиции на передний план выступает труп, похожий на Христа. Доктор Талп размахивает щипцами, чтобы снять мускулатуру с предплечья трупа.

Автопортрет, 1659 год, Национальная художественная галерея, Вашингтон, округ Колумбия.
Автопортрет, 1659 год, Национальная художественная галерея, Вашингтон, округ Колумбия.

Рембрандт имел печально известную склонность к автопортретам. Сегодня известно почти 50 таких картин, а если включить его рисунки и офорты, то их число увеличится вдвое. Некоторые ученые утверждают, что автопортреты были способом внутреннего изучения, направленного на приобретение самопознания. Другие предполагают, что это были визуальные исследования, призванные уточнить его передачу эмоций.

Тем не менее, другие утверждают, что работы были написаны для удовлетворения рыночного спроса. Какова бы ни была их предполагаемая цель, автопортреты охватывают всю карьеру Рембрандта, рассказывая историю молодого человека, ищущего уверенности и самобытности, который находит славу, успех и все соответствующие этому атрибуты. Поздние автопортреты искажают повествование, изображая уставшего от мира человека, оглядывающегося на свою жизнь и на себя.

Растущая боль

«Ночной дозор», 1642 год, Рейксмузеум, Амстердам.
«Ночной дозор», 1642 год, Рейксмузеум, Амстердам.

Между 1643 и 1652 годами Рембрандт был менее продуктивным, его творчество в основном ограничивалось рисунками и офортами. Те немногие картины, которые появились в этот период, имеют совершенно разные стили. Внезапный сдвиг в производительности указывает на кризис, будь то личный или творческий.

Смерть его жены Саскии ван Эйленбург в 1642 году, похоже, глубоко повлияла на него. За год до смерти Саския родила Титуса ван Рейна, потеряв 3 предыдущих детей в младенчестве. Последняя крупная картина Рембрандта перед десятилетним перерывом — одна из самых известных: «Ночной дозор».

Загадочный шедевр представляет собой странную фигуру молодой блондинки, бегущей сквозь ополченцев. Сияющий юноша, украшенный золотом, почти наверняка является портретом покойной Саскии. Темная фигура в берете художника, вероятно, автопортрет, выглядывает из-за плеча прямо над Саскией.

Вирсавия в ванне, 1654 г., Лувр, Париж.
Вирсавия в ванне, 1654 г., Лувр, Париж.

После потери последовали внутренние и юридические раздоры. Гертье Диркс, бывшая экономка Рембрандта и няня Титуса, утверждала, что художник соблазнил ее из-за невыполненного обещания выйти замуж.

Ситуация обострялась до 1649 года, когда Рембрандт заключил Гертье в женскую тюрьму. В гражданскую жену он взял свою следующую экономку, Хендрикье Стоффельс.

Хендрикье, который был на 20 лет моложе Рембрандта, считается моделью для «Вирсавии в ее бане» 1654 года. Соответственно, главным героем этого повествования о желаниях стала мать внебрачного ребенка художника.

Поздние годы

Заговор Клавдия Цивилиса , ок. 1661-1662, Национальный музей, Стокгольм.
Заговор Клавдия Цивилиса , ок. 1661-1662, Национальный музей, Стокгольм.

Когда Рембрандт вернулся к живописи, он сделал это энергично. В количестве и качестве он не сдерживался, оказавшись более изобретательным, чем когда-либо.

«Заговор Клавдия Цивилиса» 1661–1662 годов представляет собой грубый шедевр светотени и импасто. Во главе этой темной сцены стоит одноглазый Цивилис, возвышающийся над своими соотечественниками с примитивной саблей. Потустороннее сияние исходит от каменной плиты – места рокового договора батавов – пробивая гнетущий тенбризм сцены.

Привычный к роскоши и не сдержанности, Рембрандт начал тонуть в долгах, когда ему было за 50. Заказы на портреты прекращались либо по собственному желанию, либо случайно. Его экстравагантный дом и роскошное имущество были проданы с аукциона в 1655 году. Рембрандт официально обанкротился в 1656 году. Он умер без гроша в 1669 году.

Христос во время шторма на Галилейском море, 1633 г., местонахождение неизвестно.
Христос во время шторма на Галилейском море, 1633 г., местонахождение неизвестно.

Вы знали?

Художник как коллекционер
Рембрандт сам был заядлым коллекционером. Из описи его активов мы знаем, что он построил впечатляющую кунсткамеру или «кабинет раритетов» из натуральных и искусственных материалов, начиная от экзотических ракушек и заканчивая миниатюрами Великих Моголов.

Некоторые из этих замечательных предметов используются в качестве реквизита на картинах Рембрандта. Посетители Дома-музея Рембрандта в Амстердаме могут увидеть реконструкцию личной коллекции художника.

Сакральное искусство
Сын католика и протестанта, Рембрандт жил во времена религиозных потрясений после Реформации. Хотя собственная религиозная принадлежность художника остается неизвестной, не может быть никаких сомнений в том, что христианство занимает значительную часть его творчества.

Библейские темы пронизывают его масштабные картины, отдельные портреты и даже автопортреты. Однако остается неясным, была ли эта тенденция вызвана рыночным спросом или личной религиозностью.

#история #из грязи в князи #time #картины #искусство #арт

Спасибо за внимание! Если понравилось, поддержите автора 👍 :)