Найти в Дзене
Перо и Пыль Истории

В долгах как в шелках: или как Османская империя оказалась в зависимости от европейского капитала

В 1854 году Османская империя заключила кредитные соглашения с европейскими кредиторами. В последующие десятилетия долг вышел из-под контроля. Финансовое положение Османской империи и без того было шатким, а события второй половины XIX века еще больше ухудшили ее финансовое положение. Неэффективная налоговая система, характеризующаяся коррумпированными чиновниками и ненадлежащим ведением учета, привела к дефициту бюджета. Кроме того, неудачная денежно-кредитная политика привела к тому, что инфляция стала серьезной проблемой. Крымская война 1853-1856 годов положила начало новому периоду экономического бесхозяйственности. Впервые Османская империя заняла крупные суммы денег у иностранных держав. Крымская война и Османская империя «Атака тяжелой бригады в битве при Балаклаве», картина Годфри Дугласа Джайла, 1897 год, предоставлена ​​Национальным армейским музеем в Лондоне. В июле 1853 года войска русского царя Николая I вошли на территорию Османской империи, на территорию современной Ру
Оглавление

В 1854 году Османская империя заключила кредитные соглашения с европейскими кредиторами. В последующие десятилетия долг вышел из-под контроля.

Финансовое положение Османской империи и без того было шатким, а события второй половины XIX века еще больше ухудшили ее финансовое положение.

Неэффективная налоговая система, характеризующаяся коррумпированными чиновниками и ненадлежащим ведением учета, привела к дефициту бюджета. Кроме того, неудачная денежно-кредитная политика привела к тому, что инфляция стала серьезной проблемой.

Крымская война 1853-1856 годов положила начало новому периоду экономического бесхозяйственности. Впервые Османская империя заняла крупные суммы денег у иностранных держав.

Крымская война и Османская империя

«Атака тяжелой бригады в битве при Балаклаве», картина Годфри Дугласа Джайла, 1897 год, предоставлена ​​Национальным армейским музеем в Лондоне.
«Атака тяжелой бригады в битве при Балаклаве», картина Годфри Дугласа Джайла, 1897 год, предоставлена ​​Национальным армейским музеем в Лондоне.

В июле 1853 года войска русского царя Николая I вошли на территорию Османской империи, на территорию современной Румынии. Султан Абдулмеджид воздержался от объявления войны, поскольку хотел заручиться иностранной помощью, прежде чем бросить свои войска в бой.

Султан стремился заручиться поддержкой Британской и Французской империй, которые воспринимали российскую экспансию как угрозу своим интересам в Средиземноморье. Они предпочитали статус-кво слабой Османской империи , неспособной бросить вызов их колониальным амбициям, Константинополю, контролируемому Россией.

Потребовалось три месяца, но в октябре британцы и французы пообещали поддержать османов. При военной помощи великих держав османы остановили наступление русских . К 1854 году союзным войскам удалось переломить ход событий и продвинуться на территорию России.

Османское правительство всегда неохотно брало иностранные займы. Однако во время военных действий 1854 года потребность в средствах была настолько велика, что империя уступила и заключила кредитные соглашения со своими европейскими союзниками.

Не сумев противостоять объединённой военной мощи трёх империй, русские в 1856 году запросили мира.

Османская долговая спираль

Мост Галата, Константинополь, автор Франсуа-Леон Приер-Барден, 1901 год, аукцион Sotheby's.
Мост Галата, Константинополь, автор Франсуа-Леон Приер-Барден, 1901 год, аукцион Sotheby's.

В период с 1854 по 1874 год Османская империя заключила 15 кредитных соглашений с иностранными державами. Кредиты были взяты с целью реструктуризации неэффективной бюрократии империи, централизации доходов и расходов, а также модернизации армии.

Плохое планирование и неэффективное управление привели к тому, что большая часть заемных средств была потрачена таким образом, что это не привело к увеличению государственных доходов. Османское правительство также потратило часть заемных средств на погашение кредитов, выданных купеческим семьям, известным как галатские банкиры. Эти семьи, многие из которых проживали в районе Галата в Константинополе, предоставляли займы османскому правительству на протяжении веков.

Помимо заключения соглашений о внешних займах, османское правительство продолжало брать кредиты внутри страны у галатских банкиров. Зачастую погашение займов осуществлялось за счет новых займов, и с годами долг империи неуклонно рос.

По мере роста государственного долга Османской империи получение новых займов на выгодных условиях становилось все более сложной задачей.

Центральный банк, контролируемый иностранцами.

Штаб-квартира Имперского Османского банка, 1896 год, по данным Википедии.
Штаб-квартира Имперского Османского банка, 1896 год, по данным Википедии.

В 1856 году султан Абдулмеджид призвал к созданию современных банков в Османской империи. Он надеялся, что создание этих учреждений улучшит финансовую систему империи и будет способствовать экономическому развитию.

Призыв султана был услышан европейскими банкирами, которые, увидев открывающиеся возможности, устремились в Константинополь.

Османские власти разрешили группе английских и французских претендентов основать банк, который будет работать под названием «Имперский Османский банк». Переговоры между османскими властями и европейскими заинтересованными сторонами по вопросам управления банком привели к тому, что последняя группа получила значительное влияние.

В соответствии с согласованными условиями, должность генерального директора должен был занимать европеец. Директор отчитывался перед двумя комитетами. Один комитет располагался в Лондоне и был подотчетен британским акционерам. Другой располагался в Париже и был подотчетен французским акционерам. Решения, принятые одним комитетом, вступали в силу после утверждения другим комитетом.

Османские власти согласились на ограниченное влияние на управление банком из-за предполагаемых преимуществ, которые банк им предоставит. Например, османские власти могли брать займы у недавно созданного Имперского Османского банка в то время, когда многие кредиторы начали сомневаться в своей кредитоспособности как должников.

Имперский Османский банк должен был служить центральным банком империи. Он должен был осуществлять все финансовые операции Османской казны в Константинополе и выступать в качестве финансового агента правительства как внутри страны, так и за рубежом. Османские власти также предоставили этому учреждению исключительное право выпускать банкноты.

Переговоры по поводу Имперского Османского банка свидетельствовали о тенденции, в рамках которой османское правительство передавало полномочия в экономических вопросах иностранцам в обмен на финансовые услуги и доступ к средствам.

Османская империя объявила дефолт.

Карикатура на заключенного османского султана, Йохан Браакенсик, 1909 год, предоставлена ​​Лейденским университетом.
Карикатура на заключенного османского султана, Йохан Браакенсик, 1909 год, предоставлена ​​Лейденским университетом.

Многие займы, взятые османскими властями после 1854 года, были получены на жестких условиях. Процентная ставка по внутренним и внешним займам часто превышала 6 процентов, а по некоторым займам — более 10 процентов.

Во многих случаях османское правительство не могло вовремя погасить кредит. Эти задержки усиливали слухи о банкротстве, в результате чего османские облигации стали практически неликвидными.

Экономическое положение империи ухудшилось в 1873 году, когда рухнул европейский фондовый рынок. За этим последовал финансовый кризис, известный как «Паника 1873 года». В результате османскому правительству стало еще труднее получать новые кредиты.

Экономическая ситуация была настолько плачевной, что в 1874 году банкиры Галаты отказались предоставлять правительству кредиты, даже если процентная ставка будет установлена ​​на уровне 25 процентов.

Ситуация усугубилась наводнениями и засухами по всей Османской империи в 1873-1875 годах. Эти бедствия вызвали нехватку продовольствия и волнения среди крестьянства. Чтобы предотвратить массовый голод, правительство вмешалось и начало распределять продовольствие. В результате стихийных бедствий налоговые поступления сократились.

К 1875 году ситуация стала невыносимой. Османские власти объявили, что погасят свой долг наполовину наличными, а наполовину — 5-процентными казначейскими облигациями. В результате этого неявного признания банкротства кредитоспособность Османского государства резко упала. Вскоре после этого империя официально объявила дефолт.

Отказ от экономического суверенитета

Открытка с изображением парусного судна, проходящего через Суэцкий канал, начало 20 века, предоставлена ​​Музеем Уэльса.
Открытка с изображением парусного судна, проходящего через Суэцкий канал, начало 20 века, предоставлена ​​Музеем Уэльса.

В 1875 году две трети доходов Османской империи были использованы для погашения долгов.

Экономический кризис ощутила на себе вся империя. Исмаил-паша, хедив Египта, так остро нуждался в деньгах, что продал свои акции в Суэцком канале британскому правительству.

В 1877 году еще одна война усугубила экономические трудности. В ходе русско-турецкой войны войска царя оттеснили османов к воротам Константинополя . Британский флот военных кораблей вмешался и помешал русским захватить столицу. Мирный договор, заключенный при посредничестве великих держав, был подписан в июле 1878 года.

Русско-турецкая война истощила государственную казну Османской империи до такой степени, что правительство не могло выплачивать зарплаты государственным служащим и солдатам.

Под руководством управляющего Имперского Османского банка был разработан план по получению столь необходимого кредита путем завоевания поддержки местных банкиров.

Предложенное решение предполагало передачу государством налоговых поступлений для погашения кредитов. Государство согласилось направить доходы от монополий на гербовые сборы, алкогольные напитки, рыболовство, десятину от продажи шелка, соль и табак.

План сработал, как и было задумано. Налоговых поступлений оказалось достаточно для погашения всех долговых обязательств. Иностранные кредиторы, видя, что внутренние займы погашаются, почувствовали себя обделенными выгодной сделкой. Они начали переговоры с османским правительством в надежде добиться аналогичного соглашения. В результате переговоров в 1881 году было подписано соглашение, известное как Указ Мухаррема, которое предоставило иностранным кредиторам право на получение налоговых поступлений Османской империи.

Согласно постановлению Мухаррема, сбор налоговых поступлений должен был осуществляться созданным учреждением — Управлением государственного долга Османской империи (УГГО). Новое учреждение должно было управляться европейцами и находиться под минимальным контролем Османской империи.

В обмен на безвозвратную передачу налоговых поступлений непогашенный долг империи был сокращен почти на 40 процентов. Кроме того, ежегодные платежи по долгу были снижены более чем на 80 процентов.

Взыскание долгов: от Османской империи до Турции

Здание Управления государственного долга Османской империи в Чагалоглу (источник: Википедия).
Здание Управления государственного долга Османской империи в Чагалоглу (источник: Википедия).

В годы после 1881 года налоговые поступления, указанные в указе Мухаррема, были переданы под контроль OPDA (Управления по управлению государственными финансами). Основными функциями этого учреждения были сбор налогов и их распределение среди иностранных держателей облигаций.

ОПДА также выступала в качестве посредника для европейских компаний, стремящихся инвестировать в Османскую империю. В этом качестве организация помогала иностранным компаниям заключать выгодные контракты на строительство железных дорог. Эти контракты иногда включали права собственности на месторождения полезных ископаемых и леса вблизи строящихся железных дорог.

Сборник акварелей Османской империи, Чарльз Гамильтон Смит, ок. 1830-1840-х годов, приобретен на аукционе Sotheby's.
Сборник акварелей Османской империи, Чарльз Гамильтон Смит, ок. 1830-1840-х годов, приобретен на аукционе Sotheby's.

Благодаря услугам OPDA европейские инвесторы получили все большую долю собственности в природных ресурсах и инфраструктуре Османской империи. В частности, от деятельности OPDA выиграли инвесторы из Англии, Франции и Германии.

Налоговые поступления, передаваемые в управление государственного долга Османской империи, с годами росли. К 1914 году около трети доходов Османского государства собиралось этим управлением и направлялось европейцам.

Для выполнения своих задач ОПДА (Управление по развитию и менеджменту Османской империи) нанимало тысячи людей. В период своего расцвета в учреждении работало 9000 сотрудников, что превышало численность персонала министерства финансов Османской империи.

Управление государственного долга Османской империи успешно погасило долги перед иностранными кредиторами. В период с 1882 по 1914 год Управление государственного долга выплатило долг, эквивалентный 113 миллионам британских фунтов.

Со временем Османская империя постепенно начала восстанавливаться после своего шаткого экономического положения. С образованием Турецкой Республики в 1929 году была списана треть непогашенного долга.

Турция выплатила последний транш своего долга перед Османской империей в 1954 году, ровно через столетие после того, как Османская империя взяла свой первый иностранный заем.