Эдип Царь был несчастным героем одной из величайших трагедий греческой мифологии
Если и существует история о неизбежной судьбе, то миф об Эдипе-царе является её первоисточником. Миф начинается с пророчества, попытки избежать его и, наконец, его неизбежного исполнения. Судьба для древних греков была неизбежным понятием. Хотя пророчества допускали различные интерпретации и могли сбыться по-разному, они всегда, всегда так или иначе исполнялись.
Эдип Царь: Начало
Судьба и рождение — два понятия, тесно переплетенные в древнегреческой культуре. Греки верили, что с рождением душа человека предназначена для определенной судьбы. Три греческие Мойры , или Мойры , олицетворяли эту идею судьбы. Вместе эти богини сплетали нить судьбы для каждой жизни, когда рождался человек.
Нить символизировала путь, судьбу и жизнь человека. Мойры ( Мойры ) определяли, какие события произойдут в каждой нити. Конечно, существовала и свобода воли, но ключевые события жизни оставались неизменными, независимо от выбора, который привёл человека к этому моменту. Затем Мойры обрезали нить в момент смерти человека.
В судьбе Эдипа царя были переплетены ужасы. При рождении его родителям было предсказано, что их сын вырастет и убьет своего отца, Лаия. Лаий и его жена Иокаста были царем и царицей Фив. Придя в ужас от этого пророчества об отцеубийстве, родители решили бросить младенца.
В древнегреческой культуре акт «оставления на произвол судьбы» подразумевал оставление младенца в отдаленном месте и предоставление природе возможности решить, выживет он или нет. Это был способ избежать прямого убийства ребенка, но при этом исключить младенца из семьи. Самого Эдипа Царя оставили на ветке дерева.
Спасение пастырем
Однако, согласно замыслу Мойр, Эдип не был обречен умереть в высоких горах Греции. Пастух, которому было приказано выставить младенца напоказ, не смог этого сделать. Вместо этого он снял младенца с дерева, отдал его посланнику, который отвез его в соседнее Коринфское царство. По совпадению, там царь и царица хотели усыновить ребенка и взяли к себе Эдипа. Личность Эдипа должна была остаться в тайне даже для его приемных родителей. Даже пастух не знал, кого ему предстоит выставить напоказ!
Миф об Эдипе изложен в пьесе Софокла «Эдип царь». В пьесе пастух рассказывает о своей жалости к брошенному младенцу и надежде спасти его. Однако позже пастух приходит в ужас от последствий: как спасение ребенка привело к ужасному и катастрофическому будущему…
"Пасти.
О царь, я пожалел его [младенца].
Я думал, что этот человек [посыльный] спасет его от какого-нибудь недалёкого человека.
И далёкая земля, за пределами всякого страха… И он,
Он спас его от участи, которая была хуже самой смерти!… Воистину,
Если ты тот, о ком рассказывает этот человек,
«Ты рожден для тяжких страданий»
(Софокл, «Эдип царь», строки 1176-1192).
Эдип Царь и первая ошибка
Когда Эдип вырос, он вскоре услышал пророчество о себе… Ему было суждено убить своего отца, а затем жениться на своей матери. Эдип, желая любой ценой избежать этой участи, решил покинуть Коринф. Однако он всё ещё не знал, что царь и царица Коринфа на самом деле не были его биологическими родителями.
В дороге Эдип вступил в ожесточенную ссору с другим путником. Можно сказать, это была своего рода древняя дорожная ярость. Эдип убил путника и продолжил свой путь. Не подозревая об этом, Эдип только что исполнил первую часть пророчества и убил своего настоящего биологического отца. Ведь этим путником был Лай.
Фивы и Сфинкс
Путешествия Эдипа в конце концов привели его в Фивы. Фивы страдали от кровожадного Сфинкса. Этот Сфинкс беспорядочно убивал жителей Фив и изрекал жестокие загадки, предвещающие смерть. Если вы не могли правильно ответить на загадку, вас пожирал Сфинкс.
Царь Лай направлялся в Дельфы, где поселился знаменитый оракул. Оракул мог бы дать царю Фив совет и помочь ему в решении его проблемы. Однако Лай был убит Эдипом по пути.
И вот, Эдип прибыл в Фивы. Там люди оплакивали своего царя, «убитого разбойниками». Их также продолжал преследовать Сфинкс. Эдип, молодой коринфский принц, предложил встретиться со Сфинксом и попытаться разгадать его загадку.
Эдип Царь и Сфинкс
Когда Эдип столкнулся со Сфинксом, ему была предложена хитроумная загадка:
Сфинкс спросил: «Что ходит на четырех ногах утром, на двух — днем и на трех — ночью?»
И Эдип ответил: «Человек в младенчестве ползает на четверах, во взрослом возрасте ходит на двух ногах, а в старости пользуется тростью».
Эдип оказался прав! И Сфинкс самоустранился. Вернувшись во дворец, Эдип выразил сочувствие скорбящей царице Иокасте, только что потерявшей мужа. Однако успех Эдипа в избавлении Фив от чудовища дал ему право жениться на Иокасте в качестве фиванской награды за победу над Сфинксом. И вот, вторая часть завершилась. Эдип только что женился на своей биологической матери. Пророчество сбылось…
Проклятие семьи
У Эдипа и Иокасты было четверо детей: две дочери, Антигона и Исмена, и два сына, Этеокл и Полиник. Семья Эдипа пережила немало бедствий, но все они были вызваны проклятием, наложенным на Лая. Этеокл и Полиник стали заклятыми врагами и развязали гражданскую войну в городе, а Антигона покончила с собой, выступив против государства.
Лай, отец Эдипа и первый муж Иокасты, в юности совершил ряд дурных поступков. Эти действия наложили проклятие на Лая и его потомков. У Лая было два брата, и о его матери известно немного, но его отец, Лабдак, был царем Фив. Лабдак умер, когда его сыновья были совсем маленькими, и поэтому Лик стал их опекуном, а также регентом Фив.
Однако братья Лаия возненавидели регента и убили его. После нападения город был сильно разделён, но Лаия защитили некоторые фиванцы, и его отвезли к царю Пелопсу на Пелопоннес. Там Лаий вырос под опекой Пелопса и его семьи. Однако, когда Лаий был молодым человеком, он изнасиловал сына Пелопса, Хрисиппа, и за это преступление был изгнан из дома Пелопса.
Когда Лай вернулся в Фивы, его братья уже умерли, и он смог вернуть себе трон Фив. Однако его возвращение домой было омрачено прошлым преступлением… ибо боги не забыли о его преступлении против Хрисиппа и семьи Пелопса. Лай был проклят. И его семья тоже.
После того как Эдип женился на своей матери и у них родились дети, прошло много времени, прежде чем им открылась правда об их биологическом родстве.
Фивы, город и его жители, снова были встревожены. Чума свирепствовала в городе, люди умирали. Люди обратились за помощью к Оракулу, и Оракул сказал, что они должны найти убийцу Лаия и наказать его. Наказание положит конец чуме.
Эдип немедленно вызвал в суд слепого пророка Тиресия. Однако Тиресий поначалу неохотно давал какие-либо советы. В конце концов, Тиресий обвинил Эдипа в убийстве Лаия и предсказал, что Эдип ослепнет и испытает много страданий.
Софокл пишет обвинение пророка:
«Я не боюсь тебя и не пойду впереди тебя».
Да будет сказано то слово, которое Я пришел сказать.
Как ты можешь когда-либо прикоснуться ко мне? — Ты ищешь
С угрозами и громкими заявлениями говорит человек, чья рука
Убил Лаия. Вот, говорю тебе, он стоит.
Здесь. Его называют чужестранцем, но в наши дни...
И не будет он восхвалять его, фиванца.
Его право по рождению. Слепой, некогда зрячий,
Нищий, некогда обладавший богатством, в странном обличье,
Он будет ползти, нащупывая свой посох перед собой.
Над неведомой землей раздаются голоса вокруг него:
«Вот брат-отец своего собственного».
Дети, семя, сеятель и посеянное.
Позор его материнской крови и его отцу.
«Сын, убийца, сторонник инцеста».
Эдип Царь: Тяжелое осознание
Иокаста, жена (и мать) царя Эдипа, сначала велела Эдипу игнорировать «безумные бредни» пророка, но затем рассказала ему о пророчестве о своем сыне, которому было суждено убить своего отца и жениться на своей матери. Она надеялась, что эти слова утешат Эдипа, но на самом деле они произвели обратный эффект. Эдип постепенно осознал правду…
Гонец приносит царю Эдипу известие о смерти его «отца» в Коринфе, но, говорит гонец, не стоит волноваться, потому что он на самом деле не был его настоящим отцом! Эта новость, призванная утешить Эдипа, вместо этого повергает его в пучину отчаяния и ужаса.
Последним шагом было найти пастуха, которому было приказано раскрыть тайну младенца Иокасты. В ходе долгих допросов он признался, что Эдип на самом деле является сыном Иокасты. Зная всю историю, они теперь могли увидеть правду.
Иокаста не смогла смириться с правдой и покончила с собой. Эдип решил наказать себя, чтобы защитить жителей Фив, и выколол себе глаза. Конец пьесы Софокла был действительно ужасным.
Хор в пьесе комментирует трагическую судьбу Эдипа.
«Но разве может кто-то с такой горечью рассказывать свою историю?»
Какую же жизнь так постигли Заблуждение и Боль?
А как быстротечны катастрофы?
О великий Царь, владыка наш,
Как открылось единственное убежище для убийцы и убитого?