Давайте совершим путешествие в Японию периода Эдо, чтобы узнать о трех самых известных японских историях о привидениях и искусстве укиё-э, которое было вдохновлено ими.
Период Эдо (1615–1868) был временем политической нестабильности , стирания классовых различий , инноваций в искусстве и технологиях, а также культурного сдвига. Образ мышления, лежащий в основе стиля укиё-э, побуждал людей жить настоящим, словно сегодняшний день — последний. С появлением кабуки двери театра открылись для всех, а вместе с ними и новые идеи и сюжеты: японские истории о привидениях стали источником вдохновения для некоторых из самых любимых пьес кабуки и произведений укиё-э.
Искусство и философия укиё-э
В период Эдо в Японии идея жизни настоящим стала общественной, что привело к появлению нового инновационного стиля искусства – укиё-э . Укиё-э, или «текучий мир», отсылает к практическим и символическим свойствам гравюр на дереве. Гравюры на дереве создавались в результате сотрудничества художника , резчика и печатника, но в конечном итоге представляли собой более дешёвое и доступное произведение искусства. Поскольку печатные блоки можно было использовать повторно, произведения укиё-э создавались сотнями, в отличие от прежних работ, таких как картины на свитках, которые создавались лишь однажды.
Что касается символических свойств укиё-э, идея зыбкого мира и общее чувство жизни в настоящем моменте отражены в трудах автора эпохи Эдо Асаи Рёи , написавшего «Сказания о зыбком мире» :
«Жить только настоящим, полностью сосредоточившись на радостях луны, снега, цветущей вишни и кленовых листьев; петь песни, пить вино, просто плыть по течению; ничуть не заботясь о нищете, глядящей нам в лицо, отказываясь унывать, подобно тыкве, плывущей по течению реки: вот что мы называем плывущим миром».
Искусство укиё-э отразило эти идеалы в приятных сюжетах, которые изображали художники: повседневная городская жизнь, смена времен года, эротические произведения, такие как «Поэма о подушке» , и, конечно же, чудеса театра Кабуки.
Что такое Кабуки?
В это время в Эдо (Токио) существовало три основных источника развлечений: театр Но, предназначенный для элиты самураев и аристократии, Бунраку, или кукольный театр, и театр Кабуки .
«Кабуки» переводится как «песня, танец и действие», что точно описывает происходящее в таких местах, как театр Накамура, самый популярный театр кабуки. Кабуки отличается от других видов драмы тем, что был доступен людям всех сословий. Люди приходили на целый день, чтобы послушать истории, рассказанные в пьесах, увидеть выступление любимых актёров и выпить чаю. Пьесы кабуки могли основываться на истории, мифологии, современных политических комментариях и народных сказаниях. Истории о юрэй ( призраках, призраках ) и ёкай (демонах) можно было найти во всех четырёх этих жанрах.
Японские истории о привидениях – одна из тем, которую представляли как художники укиё-э, так и актёры кабуки, выступая своего рода творческим мостом для соединения этих двух миров . Актёры кабуки заказывали укиё-э портреты или рекламу предстоящих постановок, а актёры кабуки черпали вдохновение в своих художественных образах, адаптируя позы и манеры в своих выступлениях.
Давайте погрузимся в три японские истории о привидениях, каждая из которых нашла свое место в театре, на бумаге и в чернилах.
1. История призрака Оива
Одна из самых популярных японских историй о привидениях, которую и по сей день экранизируют , — это «Токайдо Ёцуя Кайдан» . Впервые она была поставлена в театре «Накамура-дза» в Эдо в 1825 году. Несмотря на драматизм, эта история о мести призрака не является полностью вымышленной.
Эта трагическая история повествует о молодой женщине О-иве, которая становится жертвой предательства и измены, устроенной ее женихом-вором и лжецом Иэмоном, а также Оумэ, которая влюблена в Иэмона и хочет избавиться от О-ивы, чтобы быть с ним.
Пятиактная пьеса проводит зрителя через сложную драму, окружающую Оиву и её семью, и через след смерти, который, кажется, преследует всех, кто сталкивается с обречённой Оивой. Однажды Оумэ пробирается в аптеку семьи Иэмона, чтобы приготовить смертельный яд, который избавит её от Оивы. Только когда Оива, как обычно, наносит крем для кожи, она понимает, что её предали жених и его возлюбленная: волосы Оивы начинают ужасно выпадать кровоточащими клочьями, а глаз сильно распухает, отчего бедная Оива выглядит ужасно и умирает мучительной смертью.
В японской культуре Эдо расчёсывание волос было ритуальным, сложным и даже эротичным. В знаковой сцене пьесы с расчёсыванием волос разгневанная Оива расчёсывает свои длинные чёрные волосы, превращая этот заманчивый для культуры ритуал в кошмар. Спецэффекты в театре подчёркивали количество волос на сцене, кровь и обвисшие, выпученные глаза Оивы.
После смерти Оивы Иэмон и Оумэ обручились. Однако в ночь их свадьбы Иэмона преследует изуродованный призрак его бывшей невесты, который обманом заставляет его убить Оиву и всю её семью. Оива продолжает преследовать Иэмона, и он пытается избежать ужасных испытаний, став отшельником в горах. Пытаясь упокоить дух Оивы, Иэмон зажигает ритуальный фонарь, но из него появляется лицо его мстительной бывшей. До конца своих дней Иэмон мучается гневным призраком Оивы и, как и другие, желавшие зла Оиве и её семье, умирает мучительной смертью.
Многие говорят, что призрак Оивы и по сей день преследует тех, кто осмеливается играть в пьесах и фильмах, вдохновлённых её жизнью. Это неудивительно, ведь Оива была реальным человеком, и, чтобы умилостивить её беспокойный дух, актёры посещают её могилу, чтобы почтить её память перед тем, как приступить к своему жуткому делу.
2. История призрака Кохады Кохэйдзи
Ещё одна история о привидениях, сочетающая в себе элементы фактов и вымысла, — история Кохады Кохэйдзи. Кохэйдзи при жизни был актёром театра кабуки, и, хотя ему отказывали во многих ролях из-за его, казалось бы, жуткой внешности, он был превосходным актёром привидений. Говорят, он так хорошо играл призраков, что преследовал зрителей даже из могилы.
При жизни внешность Кохэйдзи стоила ему не только разнообразных актёрских ролей, но и преданности жены. Оцука бросила Кохэйдзи ради, вероятно, гораздо более красивого барабанщика театра кабуки Адачи Сакуро и, желая навсегда избавиться от Кохэйдзи, умоляла своего возлюбленного убить Кохэйдзи. Он так и сделал, обманом заманив Кохэйдзи на якобы рыбалку. Вместо того, чтобы отправиться на рыбалку, Сакуро утопил Кохэйдзи в болоте.
Независимо от того, соответствует ли следующая часть исторической достоверности, история разворачивается в пьесах « Красочная повесть о спутнике» и « История призрака Кохады Кохэйдзи» . Легенда гласит, что Кохэйдзи, при жизни искусный актёр-призрак, использовал свои навыки, чтобы до смерти напугать жену и её любовника. Пока пара спала, в их комнате появилась грязная фигура. Разложившееся скелетообразное тело Кохэйдзи каждую ночь срывало москитную сетку, окружавшую спящую пару, и, мучимые этими призраками, они в конце концов умерли от безумия.
3. История призрака Окику
История Окику изначально восходит к японской традиции Хякумоногатари , или «Сто сказаний». Хозяева зажигали сто свечей и при свете огня рассказывали истории о привидениях или жутких происшествиях, с которыми им пришлось столкнуться. Гости один за другим добавляли свои истории, и после каждой истории свеча гасла, пока не доходила до сотой истории. В этот момент в комнате погружалась темнота, все сжимались в тревожной тишине вокруг последней оставшейся свечи, и все были готовы к визиту привидения.
История Окику имеет множество версий: в одной она была служанкой в замке Химэдзи, где туристы сегодня могут посетить «Колодец Окику», в другой – она проверяла намерения своего возлюбленного, а в третьей – её жестоко обманул нелюбимый мужчина. Но все версии сходятся во мнении о трагической судьбе Окику и её обречённой загробной жизни.
В пьесе Кабуки «Бантё Сараясики» , адаптированной из народных легенд для сцены, Окику — служанка, работающая у могущественного самурая Тэссана Аоямы. Аояма вожделеет Окику и снова и снова умоляет ее стать его любовницей. Снова и снова Окику отказывает ему. Однажды Аояма решает обмануть Окику, надеясь заставить ее подчиниться его желаниям. Аояма прячет одну из десяти особенно дорогих тарелок, которыми владеет его семья, и обвиняет Окику в том, что она потеряла тарелку во время уборки. Окику уверяет его, что она не брала и не теряла ее, и идет пересчитывать тарелки снова и снова, только для того, чтобы каждый раз не досчитать. Окику плачет, потому что она знает, что цена потери этих драгоценных тарелок — смерть.
Аояма предлагает отпустить ей все её предполагаемые преступления, но только если она согласится стать его любовницей. Окику снова отказывается, и в ответ Аояма связывает её и подвешивает над колодцем, постоянно опуская в воду и вытаскивая наверх, чтобы избить. В последний раз Аояма требует от Окику стать его любовницей, но она категорически отказывается. Аояма наносит ей удар ножом и сбрасывает в глубину колодца.
Ночь за ночью призрак Окику поднимается из колодца, чтобы скорбно пересчитать каждую тарелку: «Один… два… три…», но, не досчитав до десяти, останавливается и начинает кричать от боли, скорбя о несправедливости, причинённой ей. Ночные рыдания Окику, а в некоторых случаях и предсмертные крики, мучают Аояму и его семью. В народных легендах семья решает нанять экзорциста, чтобы упокоить дух Окику: он кричит «десять!», прежде чем она начинает кричать, и Окику наконец обретает покой.
Кацусика Хокусай , один из самых известных художников укиё-э периода Эдо, первым изобразил «Сто сказаний» в визуальном виде. В его работе призрак Окику выплывает из колодца в облике рокурокуби — демонического существа с чрезвычайно длинной шеей, хотя в данном случае её шея искусно сделана из девяти из десяти пластин. Также можно заметить характерное для Хокусая использование синего пигмента .
Укиё-Э и Кабуки сегодня
Изобретение ксилографии впоследствии вдохновило многих художников по всему миру и даже целые художественные течения, такие как ар-нуво . Пьесы кабуки до сих пор ставятся, а многие из этих леденящих душу японских историй о привидениях экранизируются. Что касается самих историй о привидениях, то, как и в любой культуре, предания о мертвых и интерес к сверхъестественному остаются неотъемлемой частью прошлого и настоящего Японии