Найти в Дзене
1520. Все о путешествиях

«Суперджетам» будут менять двигатели

Оглавление

Российская авиация возвращается к идее заменить французские двигатели на отечественные. Глава Росавиации Дмитрий Ядров заявил, что самолёты Sukhoi Superjet 100 с двигателями SaM-146 в перспективе будут ремоторизированы — получат новые российские двигатели ПД-8.

Первый SJ-100, построенный по серийным технологиям. Фото: ОАК
Первый SJ-100, построенный по серийным технологиям. Фото: ОАК

Как сообщает «Интерфакс», Ядров заявил, что потребуется замена системы управления и мотогондолы, и этот вопрос сейчас прорабатывается.

Речь идёт не просто о модернизации, а о фактической реконструкции самолёта: придётся менять пилон, узлы крепления двигателя и часть конструкции крыла, отмечает frequentflyers.ru.

Почему вопрос встал ребром

Тема замены двигателей на «Суперджете» впервые возникла ещё в 2022 году, когда стало ясно, что производить «Суперджеты» больше невозможно. После введения санкций поставки французской «горячей части» двигателя SaM-146 — газогенератора с камерой сгорания и сопутствующих компонентов — полностью прекратились.

Капитальный ремонт этих двигателей тоже выполнялся во Франции, а поставлять детали «по серым схемам» оказалось нереально.

Поэтому вопрос встал ребром: либо научиться полностью обслуживать SaM-146 внутри страны, либо заменить их на отечественные ПД-8.

Двигатель SaM-146 на Парижском авиашоу-2011. Фото: Википедия
Двигатель SaM-146 на Парижском авиашоу-2011. Фото: Википедия

В начале 2023 года тогдашний глава Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК) Юрий Слюсарь охладил энтузиазм. Он заявил, что «ремоторизация экономически нецелесообразна», поскольку её стоимость сопоставима с остаточной ценой самолёта — около 500 млн рублей.

В итоге было решено ставить ПД-8 только на новые самолёты SSJ-NEW, а существующие двигатели SaM-146 научиться капитально ремонтировать в России.

ПД-8: на нем можно летать

Несмотря на скепсис, первый опыт ремоторизации всё же состоялся. Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100), изначально предназначенный для ирландской авиакомпании CityJet, был переделан под новый двигатель ПД-8.

В марте 2025 года он совершил первый тестовый полёт: перелетел из Комсомольска-на-Амуре в Жуковский, преодолев около 6000 километров за 8 часов с промежуточной посадкой в Новосибирске.

«Суперджет» (SJ-100) совершил первый полет с отечественными двигателями ПД-8 из Комсомольска-на-Амуре в Жуковский. Фото: ОАК
«Суперджет» (SJ-100) совершил первый полет с отечественными двигателями ПД-8 из Комсомольска-на-Амуре в Жуковский. Фото: ОАК

Этот экспериментальный полёт доказал, что технически установка нового двигателя возможна. Но показал и то, насколько дорого и сложно перестраивать конструкцию под новый силовой агрегат.

«Переделка при этом требует не только замены системы управления и мотогондолы, но и пилона, и узлов крепления двигателя – то есть изменения конструкции крыла. Поэтому и говорили о том, что это всё дорого: одно дело – перестроить один испытательный борт, а другое – больше сотни серийных», – пишет frequentflyers.ru.

Реанимация: цена слишком высока

Напомним, Superjet-100 стал первым самолетом, разработанным отечественными самолетостроителями после распада СССР. Однако, чтобы быстрее вывести его на мировой рынок, в России решили использовать иностранные комплектующие, в том числе франко-российский двигатель SaM146.

Ремоторизация «Суперджета» — не просто инженерный проект, а попытка вернуть независимость отечественной авиации. Но цена этой независимости огромна. Речь идёт не просто о замене детали, а о перестройке самолёта, созданного под международную кооперацию, — с французскими, итальянскими и американскими компонентами.

Первый полёт SSJ 100 RA-95001. Комсомольск-на-Амуре, 19 мая 2008 года. Фото: Википедия
Первый полёт SSJ 100 RA-95001. Комсомольск-на-Амуре, 19 мая 2008 года. Фото: Википедия

В середине XX века подобные переделки были обычным делом. Тогда технологии двигателестроения развивались настолько быстро, что замена моторов на более экономичные версии оправдывала себя даже на сравнительно «молодых» самолётах.

Сегодня ситуация иная: «Суперджет» — не устаревший лайнер, а относительно современный региональный самолёт, и единственный стимул замены двигателей — невозможность продолжать эксплуатацию без обслуживания или запасных частей.

За чей счёт банкет?

Главный вопрос, который остаётся открытым: кто оплатит масштабную переделку флота?

Перевозчики, эксплуатирующие «Суперджеты», вряд ли готовы вкладывать миллиарды рублей в переделку, особенно на фоне снижения пассажиропотока и дорогого обслуживания.

«Вопрос заключается исключительно в том, за чей счёт будет весь этот банкет: не выгоднее ли для эксплуатантов просто вывести из эксплуатации борт без ресурса двигателей, пусть даже с хорошим планером, — отмечает frequentflyers.ru. — Жаль, что современные противопожарные нормы не позволяют превращать старые самолёты в кафе и детские кинотеатры, как это было в СССР. Иначе у «Суперджетов» без моторов хотя бы была вторая жизнь».