1 октября Минпромторг опубликовал список автомобилей, которые можно будет использовать в такси с 1 марта 2026 года. Этот перечень вызвал бурную реакцию как среди таксистов, так и среди миллионов пассажиров.
Таксисты и владельцы таксопарков были шокированы и возмущены. Они уверены, что Минпромторг ошибся с датой публикации или решил пошутить над ними. Список машин для такси оказался настолько скудным и странным, что его трудно воспринимать всерьез.
В список вошли следующие модели автомобилей:
- Lada Granta, Iskra, Vesta, Aura, Largus,
- Niva Legend и Niva Travel,
- УАЗ «Патриот» и «Хантер»,
- Sollers SP7,
- Evolute I-PRO, I-JOY, I-SKY и I-JET,
- Voyah Free, Dream и Passion,
- «Москвич» 3, 3e, 6 и 8.
«Хантер» и «Патриот» в такси?
В интервью «Новым Известиям» автоэксперт Игорь Лемешев заявил, что половина из 20 представленных моделей — это «фикция для количества». УАЗ «Хантер», по его мнению, не подходит для перевозки пассажиров, а скорее предназначен для транспортировки задержанных.
Комфорт и управляемость «Патриота» оставляют желать лучшего, а расход топлива превышает 20 литров на 100 километров. Внешне он выглядит чуть лучше, но тоже не справляется с нагрузками городского такси и часто ломается.
Непрактичные «Нивы» и элитные минивэны
Двухдверные «Нивы» тоже вызывают вопросы. Трудно представить, как пожилые или крупные пассажиры будут садиться на задние сиденья и выходить после аварии.
В список попали дорогие гибридные минивэны Sollers SP7 и Voyah Dream стоимостью от 5 до 8 миллионов рублей. Они подходят для бизнес-класса, но не для массовых перевозок.
Электромобили без инфраструктуры
Модели Evolute, кроме гибрида I-SKY, полностью электрические и требуют развитой сети зарядных станций. В некоторых регионах России электрокары остаются экзотикой.
В реальности в «таксопарке Минпромторга» остались шесть моделей LADA и три «Москвича». Но сможет ли бывший АЗЛК выпускать десятки тысяч машин для такси, если сейчас он производит около 15 тысяч автомобилей в год?
Таксомоторный парк требует обновления
Рынок такси в России огромен. По данным НАПИ, здесь работает 791,4 тысячи автомобилей, половина из которых приобретена за последние три года. Средний срок службы машины — 40 месяцев, поэтому парк нуждается в обновлении.
Доля АвтоВАЗа в такси невелика — всего 15%. Иномарки занимают около 85%. Среди них есть китайские Chery и Haval, которые сопоставимы с отечественными автомобилями. Но в список они не попали. Причина — критерии Минпромторга, который включает в него машины с достаточным уровнем локализации или выпущенные по специнвестконтракту с марта 2022 по март 2025 года.
Проект Haval в Тульской области стартовал в 2019 году. Он формально не соответствует этим критериям. Зато идеально вписывается «Москвич», который выпускает китайские автомобили.
Рынок ждут увольнения и рост цен
Эксперт Лемешев считает, что это «изящный бюрократический ход» для устранения конкурентов АвтоВАЗа. Минпромторг заявил, что список может быть расширен, но на рынке царит тревога. Глава «Справедливой России» Сергей Миронов предупредил об уходе до 200 тысяч водителей.
Эксперты прогнозируют рост цен и усиление теневого сегмента такси. Для АвтоВАЗа ситуация может быть выгодной. Компания представила на ПМЭФ свои версии для такси и может получить импульс к продажам. Однако завод перешел на четырехдневную рабочую неделю и распродает складские остатки. Спрос на продукцию в 2025 году остается низким.
В Челябинской области поездки на такси стали дороже на 8%
Читайте также:
В Челябинске средняя стоимость подержанных автомобилей выросла до 1,4 млн рублей
Сервис каршеринга «Urамобиль» прекращает работу в Челябинске
Челябинская область возглавила антирейтинг по продажам новых машин в России