По Московскому центральному кольцу (МЦК) вот уже больше года курсирует беспилотная «Ласточка». И это не разовый эксперимент — поезд ежедневно перевозит пассажиров и к августу успел пройти более 80 тысяч километров в автономном режиме.
Представьте себе поезд, который движется без машиниста, видит препятствия на рельсах и самостоятельно принимает решения. Фантастика? Нет, реальность, которая уже стала частью московских будней.
Да, слово «беспилотный» звучит громко, но уточним: сегодня поезд работает на третьем уровне автоматизации. Это значит, что машинист в кабине все же есть. Пульт управления он не трогает, но внимательно следит за приборами и при необходимости готов вмешаться.
А вот с 2026 года МЦК ждет переход на четвертый уровень автоматизации. Тогда поезд по-настоящему останется без машиниста — с полноценным автопилотом. Презентация этой технологии пройдет 1 октября в рамках форума «Цифровая транспортная трансформация».
Пока под присмотром
Снаружи беспилотная «Ласточка» ничем не отличается от привычных составов. Но внутри скрывается целый набор технологий, делающих поезд «глазастым».
- Лидары — лазерные локаторы, которые формируют карту окружающего пространства.
- Камеры с разным углом обзора, чтобы фиксировать детали как рядом, так и вдали.
- Тепловизоры, позволяющие видеть в темноте и распознавать живые объекты.
По словам Павла Попова, заместителя гендиректора АО «НИИАС», именно тепловизоры стали самыми дорогими элементами — их цена сравнима со стоимостью автомобиля. Зато с ними поезд способен заметить то, что человек мог бы и упустить.
Важно: оборудование для беспилотного ведения поезда – полностью отечественное. «Ласточки» больше не выпускаются в России, ведь в их проектировании участвовала немецкая компания Siemens.
Человек на рельсах: испытание пройдено
Корреспондент ТАСС стал одним из первых пассажиров, кто проверил систему в деле. Маршрут — от «Андроновки» до «Площади Гагарина». Сначала поезд вел машинист, но вскоре он убрал руки от пульта — и состав поехал сам, словно велосипедист, отпустивший руль.
Чтобы поезд понимал, как вести себя на маршруте, вдоль путей установлены специальные знаки. Искусственный интеллект считывает их и принимает решения: снижает скорость, разгоняется, подает сигналы.
А как система реагирует на непредвиденные ситуации? Для проверки на пути поставили манекен в черной одежде. Человеческому глазу его было почти не видно. Но поезд заметил препятствие за 600 метров, подал гудок и остановился заранее. Испытание пройдено.
Кто управляет в случае ЧП?
Возникает резонный вопрос: а если система вдруг «зависнет»? Кто тогда будет спасать ситуацию?
И здесь разработчики предлагают уникальное решение: оператор-диспетчер. Он отслеживает сразу несколько поездов и получает сигнал при любой внештатной ситуации. По сути, это аналог диспетчера в аэропорту, который контролирует десятки самолетов.
К слову, все вагоны оборудованы камерами, картинка с них транслируется в центр управления. Диспетчер может увидеть, что происходит, и даже взять под контроль сам поезд.
Для подстраховки на МЦК работают четыре бригады быстрого реагирования: они обязаны прибыть к составу не позднее чем через 10 минут при любой технической проблеме. А пассажиры всегда могут связаться с центром через кнопку тревожного вызова в вагоне.
Впереди — междугородние маршруты и метро
РЖД обещают: полностью беспилотную «Ласточку» стоит ожидать на МЦК уже в 2026 году. А первые поезда четвертого уровня автоматизации на междугородных маршрутах можно будет увидеть также в следующем году, передает ТАСС. Правда, сначала они не будут предназначены для пассажиров.
Первым делом система пойдет «в поля» — на локомотивы, выполняющие маневры на станциях и подъездных путях. Уже сейчас подобные испытания идут в Челябинске и на станции Лужская под Петербургом.
А в будущем беспилотные составы могут добраться и до метро. По словам Павла Попова, Московский центр транспорта уже работает над проектом, и возможно, скоро поезд метро без машиниста станет таким же привычным, как бесконтактная оплата проезда или Wi-Fi в метро.
К слову, по улицам столицы уже ездит беспилотный трамвай. До 2030 года планируется оснастить беспилотными технологиями более 300 московских трамваев, то есть около двух третей столичного парка.