Личная терапия – это всегда участие двух сторон. На обывательском уровне встречаются мнения, что терапевт участвует своими лишь компетенциями и временем, а клиент - деньгами и опять же временем. И, в общем-то, всё. Предполагается, что такая конструкция должна работать и давать некий результат.
А как обстоят дела в реальности?
А на самом деле всё несколько сложнее. Описанный формат товарно-денежных отношений или, что более верно в нашем случае, отношений «я тебе - деньги, ты мне - услугу» оказывается нерабочим, если речь идет о психотерапии или психологическом консультировании.
Да, с точки зрения правовых норм терапия может быть отнесена к услугам, но является ли она таковой по сути? И что она тогда такое, если, собственно, не услуга?
В психологической литературе мы часто встречаем термины «терапевтический альянс», «терапевтические отношения». Согласитесь, это не совсем про «деньги-услуга». Как будто в рыночной модели взаимодействия не хватает некоего компонента, чтобы это стало «альянсом» или «отношениями».
Что же это за секретный ингредиент?
Какие бы клиент (кстати, слово тоже сомнительное в контексте этой темы, используемое за неимением лучшего и в противовес как будто нездоровому «пациент») не тратил деньги на терапию, сколько бы ни расходовал драгоценного времени, и как бы усердно ни трудился терапевт, применяя все свои знания и умения, этого будет совершенно недостаточно при отсутствии главной составной части – ЖЕЛАНИЯ.
Желанием клиент оживляет свое участие в процессе терапии. Причем здесь под желанием я имею в виду несколько более широкую сущность, включающую в себя также и деятельное намерение и собственно действия, которые позволяют интегрировать осознанное в процессе работы в жизнь в виде положительных изменений.
Вопреки существующим заблуждениям совершенно недостаточно выделить деньги и время на терапию. Да, это важные, неотъемлемые, но совершенно недостаточные аспекты. Если отсутствует желание (сюда же – те случаи, когда человек оказывается на приеме у психолога против своей воли или, если точнее, позволив повлиять на свое решение), то, к великому сожалению, весь процесс обречен на провал.
Пока что всё касалось желания и деятельного намерения клиента. А как обстоят дела с терапевтом в этом смысле?
Приблизительно так же. Специалист, заинтересованный не процессом, а исключительно его дивидендами, не вовлеченный в работу, не желающий своего полного участия в ней, вряд ли сможет быть кому-то полезен в качестве психолога-консультанта или психотерапевта.
Как бы высокопарно ни звучало, но терапия - в первую очередь искусство, а не ремесло и очевидным образом требует вовлеченности на уровне внутренних интенций и смыслов.
Что же из этого всего получается?
Выходит, что обоюдное ЖЕЛАНИЕ, под которым мы должны в равной степени понимать и активное намерение и саму деятельность, как проявление, реализацию этого желания, оказывается совершенно необходимым, важнейшим условием, буквально залогом плодотворной терапии и возможности получения результатов в виде жизненных изменений.
По злой иронии именно этот составной элемент полноценной терапевтической работы подчас бывает совершенно незаслуженно обделен вниманием.
Автор: Александр Разин
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru