Рынок такси на грани коллапса. С марта 2026 года десятки тысяч водителей могут остаться без работы, а поездки — взлететь в цене. Кто выиграет от нового закона — пассажиры, власти или только автозаводы?
Скоро такси может стать роскошью. Уже через год на улицах российских городов станет заметно меньше таких машин. Не из-за кризиса и не пр причине роста цен на бензин — а потому что простой водитель на старенькой иномарке больше не сможет выходить на линию. Новый закон о локализации автомобилей для такси, подписанный президентом и вступающий в силу 1 марта 2026 года, грозит вычеркнуть с рынка до 20% всех таксистов. Это — почти 200 тысяч человек по всей России. Аналитики называют это «системным ударом по самозанятым», который превратит такси из массовой услуги в эксклюзивный продукт.
На краю финансовой пропасти
Закон требует: чтобы автомобиль мог работать в такси, он должен набрать минимум 3200 баллов по шкале Минпромторга за локализацию — то есть количество деталей, произведённых в России. К 2028 году этот порог вырастет до 3700 баллов. Вариант — машина по спецконтракту (СПИК), но такие соглашения можно было заключить только до 1 марта 2025 года. После 2033 года и этот путь будет закрыт. Останется один — баллы.
На бумаге цель благородная: поддержать отечественный автопром, стимулировать производство, создать рабочие места. На практике — эффект обратный. Большинство водителей, особенно те, кто работает на собственных машинах, просто не потянут замену авто.
«Именно те, кто работает на личных автомобилях, — самые уязвимые. Они требуют особого внимания», — предупреждает Антон Данилов-Данильян, руководитель рабочей группы агрегаторов при РСПП.
По данным на конец 2024 года, более 70% автомобилей в такси принадлежат физлицам, и почти 80% из них не соответствуют новым требованиям. Эти машины — не новые, но вполне рабочие. Многие из них — подержанные иномарки, которые таксисты покупали буквально по копейке. Сейчас им предлагают менять их на новые Lada, Москвичи или Evolute, стоимость которых — в два, а то и в три раза выше.
Без льготного кредитования, без доступного лизинга — это финансовая пропасть.
«Ценовой разрыв между подержанным авто и новым — огромен. Приобрести подходящую машину без кредита практически невозможно», — отмечают эксперты.
Экономика на ломаных колесах
Последствия уже просчитаны. По оценкам аналитиков Высшей школы экономики, расходы на эксплуатацию автомобилей вырастут вдвое. Для многих водителей это сделает работу в такси убыточной.
А если водители уходят, растёт дефицит. Если дефицит — растут цены.
РСПП прогнозирует рост тарифов на 15%. В сервисе «Максим» говорят — возможен рост на 20–30%, а в некоторых городах — и до 50%. В Яндекс Такси предупреждают: в Сибири и на Дальнем Востоке до 90% водителей могут потерять работу.
«Принятие закона в таком виде приведёт к сокращению выбора, уходу самозанятых и росту цен. Мы окажемся перед дефицитом машин и пассажиров», — заявили в Российском союзе промышленников и предпринимателей.
Но и это не всё. Эксперты подсчитали: бюджет недополучит 350 млрд рублей за три года. Часть — из-за того, что водители уйдут «в тень». Часть — из-за потери таможенных пошлин и акцизов на импортные авто.
Государство хочет поддержать отечественный автопром — но теряет налоги, рынок и доверие миллионов людей, которые живут на такси, отмечают эксперты.
Денег нет и сил держаться тоже
Владельцы таксопарков в Новосибирске уже бьют тревогу.
«У нас нет денег на замену парка. Машины должны отрабатывать за 5 лет, а китайские авто просто не живут так долго. Где взять деньги на новые Lada за 2 миллиона?» — говорит Андрей Молчанов, один из новосибирских предпринимателей, работающей в этой сфере.
Но и это не всё. Эксперты подсчитали: бюджет недополучит 350 млрд рублей за три года. Часть — из-за того, что водители уйдут «в тень». Часть — из-за потери таможенных пошлин и акцизов на импортные авто.
Государство хочет поддержать отечественный автопром — но теряет налоги, рынок и доверие миллионов людей.
Региональный минтранс и местные департаменты транспорта пока предпочитают хранить молчание, и их можно понять: в частных беседах чиновники говорят, что они не были инициаторами нового закона и пока сами до конца не понимают, как он будет работать и к каким последствиям приведет.
Когда такси — жизненная необходимость
В Новосибирске такси уже не роскошь, а основа мобильности. Общественный транспорт перегружен, пробки растягивают поездки, а новые станции метро строят десятилетиями. Да и добираться примерно по 30 километров из одного конца города в другой на автобусах так себе удовольствие.
По оценкам участников совещания при Ассоциации таксопарков Новосибирска, до трети местных перевозчиков могут прекратить деятельность уже к 2026 году.
«У молодых компаний нет внутренних резервов, чтобы выжить в условиях высоких ставок лизинга. Некоторые из них просто не доживут до конца года», — говорит Алексей Дементьев, владелец одного из таксопарков.
Ограничения по лимиту доходов для самозанятых, обязательная страховка ОСГОП и новый закон о локализации бьют по бизнесу как серия ударов. Доходность таксомоторных перевозок в регионе упала с 16% до 6%.
«Мы ждём данных от Центра стратегических разработок, какой сценарий развития такси принесёт стране пользу. Потому что бизнес сейчас балансирует на грани банкротства», — признаётся Ирина Зарипова, председатель Общественного совета по развитию такси.
В Новосибирске, как и по всей стране, большинство водителей — формально просто подрабатывают на своих машинах. Они выполняют до 20% заказов, особенно в часы пик. Их уход — это не просто потеря водителей, это автоматический рост цен и увеличение времени ожидания.
Таксисты оказались на перепутье
Общественники направили в ФАС жалобу: нормы нарушают антимонопольное законодательство, ограничивают свободу предпринимательства и права потребителей.
«Почему я не могу использовать свою машину, которая прошла техосмотр, имеет страховку и не нарушает ПДД? Почему государство запрещает мне зарабатывать честными деньгами?» — звучит вопрос, который задают тысячи водителей.
Представители «Цифрового мира» считают: закон фактически создаёт госмонополию на рынке такси. Только определённые модели и производители. Остальные — вне игры.
Рынок такси сегодня на распутье, отмечают эксперты.
«Закон о локализации — не просто техническая норма. Это выбор: какой мы хотим видеть транспортную систему. Если цель — сделать такси элитным сервисом с контролируемым парком, где работают только крупные компании на отечественных авто — тогда путь выбран. Если же важно, чтобы такси оставалось доступным, гибким и массовым — значит, надо остановиться», -считает Андрей Молчанов.
Если до вступления новых правил в силу ничего не изменится — скоро такси станет доступным лишь обеспеченным людям. Живущим же на среднестатистическую зарплату придется искать другой транспорт. А большинству водителей такси искать себе новую работу.
Ранее мы сообщали, что новый закон может сократить число таксистов в России на 200 тысяч человек.
Обдираловка: Жители Новосибирска возмутились из-за огромных цен на такси 1 сентября
Читайте также:
Бензин дорожает на глазах: Новосибирская область бьет рекорды по ценам на топливо
Новосибирских дачников предупредили о крупных штрафах за продажу картофеля
Квартира доступнее «японца»: цены на автомобили в Новосибирске взлетают выше крыш