АвтоВАЗ впервые с 2022 года снова объявил о возможном переходе на четырёхдневную рабочую неделю Это произошло на фоне резкого падения продаж Lada: за 8 месяцев 2025 года в России продано лишь 211,3 тыс. машин – это на 24,9% меньше, чем годом ранее.
Отечественный производитель по-прежнему остаётся самым популярным автобрендом России, но, очевидно, сейчас переживает непростые времена.
В статье разберём, откуда ветер дует: как это скажется на нас и что ждет Lada дальше.
Почему АвтоВАЗ сокращает график
АвтоВАЗ на 2025 год существенно уменьшил планы выпуска: вместо ранее запланированных 500 тыс. машин теперь ожидается «более 300 тысяч» (±10%).
"Сейчас рынок начал «раскачиваться», поэтому 300 тысяч плюс-минус 10%, я думаю, мы сможем произвести. Вернее, произвести мы можем сколько угодно, важно сбалансировать с продажами", — заявил глава АвтоВАЗа Максим Соколов.
Иными словами, бренду не хватает покупателей, и рисковать гигантскими складскими запасами никто не хочет: бренд едва продал остатки 2024 года. В целом же падение спроса прогнозируется в 20–25% по итогам года.
Главная причина хорошо известна – это автокризис 2025 года: высокая ключевая ставка ЦБ (около 21%) и ужесточение условий автокредитования делают кредиты почти невыгодными, так что многие просто откладывают покупку. При этом в страну зашёл поток иностранных автомобилей – их склад оценивают примерно в 400 тыс. нераспроданных машин.
"Рынок пока не проявляет достаточной активности, а значит, гнать машины на склад, собирая их и потом теряя их потребительскую стоимость, да и не только потребительскую, точно никакой экономической целесообразности нет" — резюмировал Соколов.
Иными словами, четырёхдневка – это мера защиты: чтобы без увольнений переждать спад. На предприятии сообщили, что если активность рынка вырастет, этот режим могут отменить раньше срок. Работает ли правило в обратную сторону – вопрос открытый.
Что это значит для покупателей
Ждать щедрых скидок от АвтоВАЗа в 2026 году, скорее всего, не стоит. Остатки прошлого года производитель распродал во время осенней акции: с 1 по 15 сентября действовали скидки по трейд‑ину, кредитам и прямые скидки на Granta, Vesta, Niva, Largus, Aura – вплоть до 710 тыс. руб.
Собственно, чтобы не попасть в такую ситуацию ещё раз, производитель корректирует производственный план на остаток этого и начало следующего года.
Также не стоит ждать и дефицита моделей: завод снижает выпуск, чтобы не забивать склады лишними машинами. Это рабочая мера, а не признак того, что конвейер еле дышит.
Будущее марки
На сегодня Lada держится на массовой линейке: Granta, Vesta, Niva и «универсальный» Largus – они по-прежнему самые популярные. Новые модели не отменены, но массовое их производство пока «буксует».
Так, ещё летом этого года на бывшем заводе Nissan в Петербурге стартовало серийное производство новой модели Lada Iskra – АвтоВАЗ объявил старт продаж, но массовой эта история так и не стала: с 2025 года было продано всего 35 таких машин.
Не лучше обстоят дела и у новинки прошлого года: в 2025 году было продано около 800 автомобилей lada Aura. Скорее всего, сейчас их производство вообще приостановлено, хотя сам АвтоВАЗ это отрицает, заявляя, что «выпускает машины в объемах, которые соответствуют потребностям рынка».
Для сравнения: лидер рынка, Lada Granta, в этом году была продана в объёме 94 357 автомобилей (против 134 455 в 2024-м).
Иными словами, что бы не утверждал сам автопроизводитель, факты говорят о том, что широкого модельного бума ждать не стоит до явного оживления рынка.
🚀 Подписаться | Ассоциация автомаркетологов