Найти в Дзене
arts_tobe - просто об искусстве

Почему эта картина шокировала парижан и вызвала скандал в обществе?

Париж 1875 года - это эпицентр мирового искусства, где вовсю бушуют страсти вокруг творчества импрессионистов. Их картины называют «мазнёй» и «оскорблением вкуса». Но на очередной выставке публика останавливается не перед привычными пейзажами Моне или Ренуара, а перед полотном, которое вызывает не просто недоумение, а настоящий скандал. И виной тому — обычные паркетчики.

Автор вызова общественным вкусам — Густав Кайботт, «гений с двойной жизнью». Богатый наследник, юрист по образованию, инженер-кораблестроитель по профессии и гениальный художник по призванию. Его картина «Паркетчики» стала не просто художественным произведением, а социальным манифестом, разорвавшим шаблоны академического искусства.

Гюстав Кайботт.Автопортрет 1892.
Гюстав Кайботт.Автопортрет 1892.

Прежде чем понять из-за чего разразился скандал, нужно внимательно посмотреть на саму работу. Кайботт изображает трёх полуобнажённых рабочих, циклюющих пол в пустой, залитой светом комнате элегантного парижского особняка.

Мы смотрим на героев картины сверху вниз, как будто заглядывая в комнату с порога. Такой непривычный угол обзора создаёт ощущение случайного, но динамичного кадра, почти фотографии. Кайботт, друг импрессионистов, виртуозно использует свет. Солнечные лучи падают из окна справа, подсвечивая спины рабочих, играя на гранях стружек и подчёркивая фактуру только что отциклёванного дубового паркета.

-3

В официальном искусстве, которое выставлялось в Парижском Салоне, героями были мифологические персонажи, исторические деятели или, на худой конец, пастушки. Кайботт же возвёл в ранг искусства тяжелый, «грязный» труд городского пролетариата. Мускулистые спины рабочих написаны с анатомической точностью, но сам сюжет был вызывающе современным.

Когда картина была представлена на второй выставке импрессионистов в 1876 году, критики и публика были в ярости. Аристократическая и буржуазная публика увидела в картине политическую провокацию. Изображать труд так детально и уважительно — значит, привлекать внимание к социальным вопросам, к жизни низших классов. Художественный критик того времени писал, что сюжет «вульгарен», ибо «горожанину нет дела до того, как натирают паркет». Искусство, по мнению элиты, должно украшать жизнь, а не показывать её «неприглядные» стороны.

-4

Такой «грубый» натурализм считался недостойным высокого искусства. Как отмечает искусствовед Кирк Варнедо в своей работе о Кайботте, художник бросил вызов самому понятию «прекрасного», найдя его в повседневном, механическом труде.

Фотографическая точность и смелая композиция Кайботта также были восприняты в штыки. Его обвиняли в том, что он «просто копирует реальность», не привнося в неё творческого, возвышенного начала. Кайботт, будучи инженером, подошёл к построению перспективы и композиции с научной точностью, что контрастировало со «свободной кистью» его друзей-импрессионистов и казалось холодным и бездушным консерваторам.

-5

Ирония судьбы заключалась в том, что Кайботт писал сцену, которую наблюдал в собственном доме. Он жил в буржуазном районе Парижа на улице Миромениль, где как раз шли работы. Художник, увлечённый новыми городскими сюжетами, не мог пройти мимо такой мощной визуальной метафоры: труд, который создаёт блеск и роскошь аристократических интерьеров, остаётся невидимым.

Кайботт нанял моделей-рабочих и создал серию эскизов, скрупулёзно изучая их позы и движения. Результатом стал шедевр, который сегодня считается предтечей не только импрессионизма, но и реализма и даже отчасти гиперреализма XX века.

-6

Несмотря на шквал критики, «Паркетчики» нашли своих поклонников среди передовых умов эпохи. Картину высоко оценил Эмиль Золя. Впоследствии Кайботт, будучи щедрым меценатом, поддержал многих импрессионистов, выкупая их работы, а свою коллекцию, включая шедевры Моне, Ренуара и Дега, завещал государству.

Сегодня «Паркетчики» Густава Кайботта — жемчужина коллекции музея Орсе в Париже. Та самая картина, которую когда-то называли «вульгарной», теперь считается эталоном художественной смелости и красноречивым свидетельством того, как одно полотно может изменить взгляд на мир, доказав, что настоящая красота и драма скрываются в самой что ни на есть обыденной жизни.

-7

Спасибо, что дочитали до конца! ✅

❗️ОФОРМЛЯЙТЕ ПРЕМИУМ-ПОДПИСКУ НА КАНАЛ ВСЕГО ЗА 99₽ В МЕСЯЦ ❗️Вас ждут уникальные выпуски о знаменитых художниках в формате онлайн-журнала.

Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:)

Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)

Мои статьи, которые могут вас заинтересовать: