Картина Ильи Репина "Не ждали" занимает одно из важнейших мест в истории русского искусства XIX века. Эта работа входит в круг произведений, смысловое наполнение которых многозначно и сложно организовано...
Картина на тему волнующих событий завершает народническую серию, над которой художник размышлял с середины 1870-х вплоть до начала 1890-х. Длительность работы над серией связана с происходящими переменами в отношении к народникам в обществе - изменения не могли не затронуть тонко чувствующего современность Репина...
Весь цикл являлся прямым откликом на обстоятельства царствования Александра II, когда демократическая интеллигенция, в той или иной мере фрондирующая и недовольная режимом, жила сведениями о политических процессах и смертных приговорах, обсуждала террористические акты и реакцию власти на них.
Сам царь, чье правление началось с объявления амнистии декабристам и петрашевцам и продолжилось Великими реформами, оказался объектом террористической охоты и (после нескольких неудачных покушений) был убит 1 марта 1881 года.
Этот инцидент стал причиной глубокого раскола в обществе: некоторые настаивали на суровом наказании молодых революционеров, допустивших нарушение основополагающего морального закона - запрета на убийство, в то время как другие призывали к гуманизму и прощению, считая их не просто жертвами, но и защитниками истинного справедливого строя.
Художник изобразил момент неожиданного появления ссыльного после долгих лет каторги. Но кто этот человек, откуда и вследствие каких причин он возвращается в семью и почему его возвращение оказывается сюрпризом для домочадцев?..
Ссыльный — революционер (возможно, народник). Но почему у семьи такая неоднозначная реакция? Если освобожденный узник отбыл полный срок наказания, семейство не могло не знать, когда этот срок заканчивается. Точно так же сложно представить их неведение в случае амнистии — о ней, как правило, оповещали.
Фотография убитого Александра II висит на стене комнаты, указывая на время действия. Речь, судя по всему, идет не об амнистии как таковой, а о частичном пересмотре административных дел, предпринятом министром внутренних дел Михаилом Лорис-Меликовым, а затем продолженном по инициативе Александра III.
Это не было амнистией в юридическом смысле, однако практика смягчения привела к возвращению многих ссыльных, осужденных по административным статьям.
За спиной главного героя остался выстраданный им "крестный" путь, о чем напоминает гравюра Карла Карловича Штейбена "На Голгофе", висящая на стене в окружении портретов поэтов Некрасова и Шевченко, вдохновлявших народников.
Название картины усиливало момент неожиданности возвращения и добавляло некоторую интригу. Репин мастерски выстроил драматургию полотна: ссыльный то ли еще идет, то ли вошел и остановился. Мать только начала вставать, приподнявшись с кресла. Движения героев не завершены. Асимметричность и неустойчивость композиции заставляют зрителя домысливать дальнейшее развитие сцены.
Несмотря на экспонирование картины на 12-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок в 1884-м, ее бурное обсуждение в печати, удачную продажу Третьякову, Илья Репин испытывал крайнее недовольство образом главного героя и продолжал работать над картиной. Именно поэтому сегодня "Не ждали" имеет двойную дату – 1884-1888 годы.
На первоначальном варианте 1884 года главный герой выглядел смелым и решительным. Его лицо художник переписывал трижды. В результате перемен в 1888 году возник образ сломленного жизнью ссыльного. Вошедший видит то, что не видит зритель - глаза матери.
Со временем Репин наделил персонажа психологической уязвимостью. Художник перевел картину в иной регистр – от сиюминутных вопросов социальной жизни к вечным вопросам человеческого бытия – и работа получила новое истолкование.
"Картина запела", — подытожил наконец-то довольный Репин.
Спасибо, что дочитали до конца! ✅
❗️ОФОРМЛЯЙТЕ ПРЕМИУМ-ПОДПИСКУ НА КАНАЛ ВСЕГО ЗА 99₽ В МЕСЯЦ ❗️Вас ждут уникальные выпуски о знаменитых художниках в формате онлайн-журнала.
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:)
Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)
Мои статьи, которые могут вас заинтересовать: