В начале 1950-х годов, в связи с началом Корейской войны, Новый Китай импортировал большое количество самолетов из-за рубежа. Позднее, освоив передовые авиационные технологии, промышленность Китая успешно скопировала советский реактивный истребитель МиГ-17Ф(J-5). Получив передовое авиационное вооружение, Военно-воздушные силы Китая стали быстро расти, и подготовка пилотов стала насущной проблемой.
3 июля 1954 года успешно совершил первый полет учебный самолет CJ-5, являвшийся копией советского Як-18. Однако этот поршневой учебный самолёт не мог удовлетворить потребности войск, вооруженных реактивными истребителями. Для подготовки пилотов с более высокими техническими и тактическими навыками потребовалась разработка реактивного учебного самолета. 2 августа 1956 года с одобрения авиационного департамента было создано Шэньянское авиационное конструкторское бюро под руководством главного конструктора Сюй Шуньшоу. Это была первое ОКБ "Нового Китая", которому было поручено разрабатывать самолёты для ВВС и сформировать собственный конструкторский коллектив.
При создании первого отечественного самолета конструкторы учитывали потребности ВВС и сложность конструкции, в конечном итоге остановившись на дозвуковом реактивном учебно-тренировочном самолете. Прочность конструкции и безопасность самолёта должны были соответствовать требованиям к обучению и летной подготовке, при этом он должен был быть простым в обслуживании и использовать материалы отечественного производства. Новый самолет был представлен авиационным властям и получил обозначение JJ-1, также известный как «Самолет № 101».
Проектирование началось в октябре 1956 года. Технический персонал провёл несколько встреч с пилотами ВВС и наземным персоналом, и после всестороннего обсуждения был окончательно утвержден общий проект.
В феврале 1957 года был утвержден доработанный проект, в марте с проектными данными ознакомились советские авиационные специалисты и проведены испытания в аэродинамической трубе. После открытия авиационного конструкторского бюро, в октябре 1956 года было создано двигателестроительное конструкторское бюро "Лимин”. Для установки на JJ-1 был выбран первый самостоятельно разработанный в Китае реактивный двигатель PF-1A.
На всякий случай, в качестве основы для усовершенствованной конструкции был взят недавно успешно скопированный двигатель WP-5(копия советского ВК-1Ф). В конечном итоге был разработан серийный двигатель PF-1A, который использовался при окончательной сборке нового самолёта. Однако первый прототип JJ-1 трагически разбился. 26 июля 1957 года второй прототип успешно завершил испытательный полёт.
JJ-1 отличался многочисленными новшествами, наиболее заметными из которых стали отказ от носового воздухозаборника как у МиГа в пользу боковых воздухозаборников. Фюзеляж цельнометаллический, трёхколёсное шасси с носовым колесом, двухместная кабина, низкоплан с трапециевидным крылом.
Судя по этим данным, JJ-1 обладал достаточно хорошими летными характеристиками. Кроме того, при проектировании этого самолета была выбрана не очень популярная в 1950-х годах конструкция с боковыми воздухозаборниками, что также обеспечивало достаточно места в носовой части для размещения там в будущем радара и других систем обнаружения. JJ-1 был первым реактивным самолетом, самостоятельно спроектированным и построенным в Китайской Народной Республике. В октябре 1958 года он завершил летные испытания на высотах ниже 3000 метров. Анализ результатов испытаний показал, что проектирование и производство учебно-тренировочного самолёта JJ-1 были успешными, особенно благодаря новой аэродинамической компоновке, которая имела большое значение для последующего развития отечественных истребителей и штурмовиков. Однако после выпуска всего трех самолетов все конструкторские работы по проекту были прекращены, серийное производство так и не было начато.
Существовали две основные причины прекращения выпуска учебно-тренировочного самолета JJ-1. Первой был двигатель. В середине ноября 1958 года у самолёта JJ-1, возвращавшегося в Шэньян после показательных полетов, возникла неисправность: сломалась лопатка двигателя PF-1A. В то время производственная база Китая была слабой, и производитель двигателей для этого самолета не смог решить эту техническую проблему, что затормозило разработку[1].
Вторая причина — изменение системы подготовки ВВС. Первоначально система подготовки летчиков-истребителей ВВС планировалась трехуровневой: CJ-5, JJ-1 и МиГ-15УТИ(выпускался в КНР по лицензии СССР как JianJiao-2 или JJ-2). Позднее она была изменена на двухуровневую: CJ-5, JJ-2. Это исключило необходимость дальнейших конструкторских работ по учебно-тренировочному самолёту JJ-1.
Хотя все работы по учебно-тренировочному самолету JJ-1 были прекращены, он позволил накопить опыт проектирования для создания последующих типов самолетов авиационной промышленностью и подготовить первое поколение авиаконструкторов.
Перевод с китайского специально для группы в Вконтакте Военная техника НОАК, армий КНДР и других стран Азии (https://vk.com/plaaf)подготовил Администратор группы Дмитрий Нагорный. Опубликовано с его разрешения.
Тексты примечаний (выделены курсивом в тексте или по номерным сноскам под телом текста: Федор Болдырев-журналист и автор блогов Техника и жизнь, Современность и история и сайта www.fyodor-boldyrev.ru.
Адрес оригинальной публикации:
https://baijiahao.baidu.com/s?id=1756009958907640167&wfr=spider&for=pc&searchword=%E6%AD%BC%E6%95%991
[1] Обеспечить достаточный ресурс лопаткам многоразовых турбореактивных двигателей задача сложнее, чем их создать. Это была главная проблема в СССР, когда в 40гг пытались в СССР свои первые двигатели и наладить их производство. Напоминает ситуацию с современными процессорами в электронной технике -современные процессы легче спроектировать, чем наладить их серийных выпуск. Технологии их производства сложнее, чем технологии их разработки.