Найти в Дзене
ЛС-Технологии

3D-оптимизация c эмпирическими методами для снижение ледового сопротивления ледокола

Оглавление

Создание судов, способных эффективно работать во льдах, — сложная инженерная задача. Один из ключевых вызовов — это снижение ледового сопротивления, силы, которую корпус корабля преодолевает, ломая и раздвигая лёд.

Сегодня для прогнозирования ледового сопротивления инженеры используют три основных подхода:

  1. Эксперименты — испытания моделей в ледовых бассейнах.
  2. Компьютерное моделирование (CFD) — расчёты обтекания корпуса водой и льдом.
  3. Эмпирические формулы — упрощённые расчёты на основе данных прошлых испытаний.

У каждого метода есть плюсы и минусы: эксперименты точны, но дороги, CFD даёт детальную картину, но требует мощных компьютеров, а эмпирические формулы позволяют быстро оценить сопротивление без сложных расчётов.

В этой статье мы расскажем, как наша технология трёхмерной параметрической оптимизации показала себя в условиях расчетов по эмпирическим формулам.

В качестве данных заказчиком были предоставлены:

  • 3D-модель корпуса в формате STEP;
  • Эмпирические расчёты ледового сопротивления в виде таблицы Excel.
Рисунок 1 – Исходная геометрия ледокола в формате STEP
Рисунок 1 – Исходная геометрия ледокола в формате STEP
Рисунок 2 – Таблица с методиками расчета ледового сопротивления
Рисунок 2 – Таблица с методиками расчета ледового сопротивления

Целью оптимизации ставилась минимизация среднего ледового сопротивления при сохранении заданного водоизмещения. Далее мы подробно опишем каждый этап работы и с какими трудностями столкнулись при её выполнении.

Построение параметрической модели ледокола в Flypoint Parametrica

По исходной модели формата STEP в Flypoint Parametrica была восстановлена параметрическая модель корпуса ледокола (Рисунок 3). Вся модель представляет из себя две симметричные NURBS-поверхности, которые строятся по направляющим кривым. Направляющие кривые в свою очередь строятся по 3–5 хот-точкам

Рисунок 3 - Параметрическая модель ледокола в Flypoint Parametrica
Рисунок 3 - Параметрическая модель ледокола в Flypoint Parametrica

Каждая направляющая NURBS-кривая состоит из прямолинейных и криволинейных участков, построенных в соответствии исходной модели. Между двумя прямолинейными участками выстраивается кривая обеспечивающая гладкость перехода. Этот метод гарантирует задание линий без изломов. Параметры NURBS-кривой регулируются с помощью точек и весовых параметров, что позволяет легко получать новые формы за счет регулирования положения точек кривой, не нарушая целостности модели.

Рисунок 4 - Формы кривых в составе NURBS-поверхности
Рисунок 4 - Формы кривых в составе NURBS-поверхности

В современных судах часто используется бульб на носу, который служит для снижения волнового сопротивления. Создание бульба в современных CAD-системах требует построения дополнительной геометрии и ее объединения с корпусом. В Flypoint Parametrica бульб можно задать за несколько кликов, без необходимости достраивать дополнительные поверхности и сшивать модель корпуса с бульбом (Рисунок 5).

Рисунок 5 – Формирование носового бульба
Рисунок 5 – Формирование носового бульба

Для работы подготовлены две параметрические модели с идентичной геометрией, но с различным набором внутренних взаимосвязей и уравнений, связывающих перемещения управляющих точек направляющих кривых.

  • Полная параметрическая модель обводов корпуса с минимальным числом взаимосвязей для интерактивного изменения геометрии;
  • Сокращенная параметрическая модель обводов корпуса с минимальным числом управляющих параметров, сконцентрированных на носу судна.

Расчет ледового сопротивления

Для расчета сопротивления использовались несколько разных методик К. Риска, В.И. Каштеляна и Б.П. Ионова, а итоговое значение получалось путем осреднения результатов всех трех методов.

Весь расчет проходил по принципу: задали геометрические параметры корпуса – получили сопротивление. Для этого в таблицу с расчетом ледового сопротивления необходимо передать геометрические параметры корпуса, такие как: ширина, углы наклона шпангоутов и носовой части, а также другие характеристики (см. таблицу 1).

Такой подход позволяет быстро оценивать сопротивление без сложного CFD-моделирования, используя проверенные инженерные методы.

Таблица 1 – Параметры корпуса необходимые для расчета
Таблица 1 – Параметры корпуса необходимые для расчета

Для определения геометрических параметров использовалась программа Flypoint Parametrica. В ней с помощью встроенных алгоритмов выполняются следующие операции:

1. Выделяются ключевые линии обводов:

  • Кривую ватерлинии (линию соприкосновения корпуса с водой)
  • Теоретические шпангоуты (поперечные сечения корпуса)
  • Сечение в плоскости симметрии (включая кривую форштевня)

2. По полученным точкам строятся кубические сплайны, обеспечивающими плавность и непрерывность линий.

3. В точках пересечения ватерлинии со шпангоутами и форштевнем рассчитываются производные (углы наклона касательных).

4. На основе этих данных определяются недостающие угловые и линейные параметры, необходимые для таблицы расчета ледового сопротивления.

Такой подход позволяет автоматизировать процесс подготовки геометрических данных, исключая ручные замеры и сокращая время обработки.

Рисунок 6 – Результаты обработки модели
Рисунок 6 – Результаты обработки модели

Постановка задачи оптимизации

При проведении оптимизации использовалась модель с 13-ю управляющими параметрами, которые в основном контролировали форму носовой части. Такое ограничение сделано намеренно, поскольку именно форма носовой части оказывает наибольшее влияние на ледовое сопротивление в рамках расчетов. Диапазоны параметров были установлены в +/-10% относительно значений исходной модели. Плотность воды, толщина льда и водоизмещение являлись параметрами в задаче, но оставались постоянными в рамках цикла оптимизации.

Таблица 2 – Задача оптимизации
Таблица 2 – Задача оптимизации

Оптимизация выполнялась в два этапа:

  1. На первом этапе проводился анализ чувствительности по алгоритму AMOP и строилась метамодель.
  2. По полученной метамодели выполнялся поиск экстремума целевой функции по алгоритму оптимизации NLPQL.

Сам цикл оптимизации реализован на базе нашей платформе LS-TECH Framework и определяется следующей последовательностью действий:

1. В программе Flypoint Parametrica производится мгновенное перестроение исходной геометрии крыла по заданным распределениям;

2. Параметры перестроенной геометрии импортируется в Microsoft Excel, в котором реализованы расчеты по методикам К. Риска, В.И. Каштеляна и Б.П. Ионова;

3. Полученные результаты расчета передаются в оптимизатор Ansys optiSLang, который осуществляет поиск оптимального значения целевой функции, и выдает новую группу параметров в среду Flypoint Parametrica.

Рисунок 7 – Цикл оптимизации на базе LS-TECH Framework
Рисунок 7 – Цикл оптимизации на базе LS-TECH Framework

Несмотря на ограничения диапазона параметров всего в +/-10%, в процессе анализа чувствительности геометрия корпуса значительно изменялась, что хорошо видно на видео ниже.

Результаты оптимизации

В процессе анализа чувствительности были установлены зависимости между входными и выходными параметрами, отраженные в процентах в матрице чувствительности (Рисунок 8). Это позволило исключить из оптимизации параметры, имеющие менее 1% влияния на выходные значения, что еще больше упростило работу с моделью.

  • В общей сложности на этапе планирования эксперимента (DoE – Design Of Experiment) промоделировано 600 различных дизайнов.
  • Суммарное время, затраченное в ходе расчетов, составило ~3 часа на CPU Intel Core i7-9700.
Рисунок 8 – Матрица чувствительности метамодели
Рисунок 8 – Матрица чувствительности метамодели

Получившаяся метамодель прогнозирует ледовое сопротивление и водоизмещение с точностью не менее 86% и 99% соответственно, что говорит о высоком качестве полученной метамодели. Следует обратить внимание, что график зависимости сопротивления достигает минимума на границе исследуемых параметров — это означает, что можно расширить диапазоны для достижения более существенного эффекта.

Рисунок 9 – Поверхности отклика метамодели
Рисунок 9 – Поверхности отклика метамодели

Подробные результаты оптимизации приведены в таблице 3. В ходе самой оптимизации получена форма корпуса, обеспечивающая снижение среднего значения ледового сопротивления на 19.2% при незначительном повышении водоизмещения на 0.38%. Видно, что методики расчетов дают разные результаты, что может быть вызвано особенностями заложенных в них эмпирических зависимостей. При необходимости можно легко изменить используемые расчетные формулы и получить новые результаты оптимизации менее чем за 4 часа.

Таблица 3 – Результаты оптимизации
Таблица 3 – Результаты оптимизации

Сравнения исходной и оптимизированной моделей корпуса приведены на рисунках 10 и 11. Все изменение расчетного ледового сопротивления обеспечивается незначительным изменением носовой части корпуса, которая стала более вытянутой и острой.

Рисунок 10 – Сравнение форм корпуса
Рисунок 10 – Сравнение форм корпуса
Рисунок 11 – Сравнение кривых корпуса
Рисунок 11 – Сравнение кривых корпуса

Подведем итоги оптимизации

В данной статье мы рассказали о применении нашей авторской технологии трёхмерной параметрической оптимизации в рамках расчетов ледового сопротивления по эмпирическим корреляциям. Давайте вкратце пройдемся по каждому этапу проделанной работы:

  • Было полностью восстановлено параметрическое описание модели корпуса ледокола. Параметрическая модель позволяет в режиме реального времени и в широком диапазоне параметров изменять форму корпуса.
  • На базе Flypoint Parametrica реализованы методы для получения геометрических характеристик, необходимых для расчета ледового сопротивления корпуса ледокола.
  • На базе LS-TECH Framework, программы Microsoft Excel и оптимизатора Ansys optiSLang был построен оптимизационный цикл для минимизации ледового сопротивления и минимального изменения водоизмещения.
  • Успешно проведена оптимизация формы корпуса ледокола, получено снижение среднего ледового сопротивления на 19.2% при повышении водоизмещения на 0.38%.

Полученные результаты показывают, что трёхмерная параметрическая оптимизация возможна не только в рамках задач вычислительной гидрогазодинамики, а также в задачах требующих расчетов по эмпирическим зависимостям.

Спасибо, что дочитали до конца! Мы продолжаем делиться своими инженерными разработками и успехами в области параметрической 3D-оптимизации — подписывайтесь на наш Дзен канал, чтобы ничего не пропустить.