Имя «Аид» у большинства людей вызывает мгновенную ассоциацию: мрачный, безжалостный владыка мира мертвых, похититель Персефоны, олицетворение самой смерти. Поп-культура прочно закрепила за ним образ злодея.
Но так ли справедливо это представление? Если мы обратимся к первоисточникам (древнегреческим мифам и гимнам), то обнаружим сложную, глубоко трагичную и на удивление справедливую фигуру, которая не заслуживает своей дурной славы. Давайте совершим путешествие в подземное царство и посмотрим на его повелителя свежим взглядом.
Аид — не бог смерти, а бог царства мертвых. Это ключевое различие. Саму смерть олицетворял Танатос, а Аид был правителем загробного мира, по сути, его верховным администратором и хранителем порядка. Его задача — не забирать жизни (это делали мойры, прядущие нить судьбы), а обеспечивать баланс между миром живых и миром мертвых, поддерживать космический закон.
У него нет собственного дома на Олимпе, и вместо титула «олимпийский» ему дали титул «хтонический», что означает «подземный. Таким образом, даже его звание подчеркивало его отстраненность от других богов. Его главная задача — следить, чтобы всё работало без сбоев, души попадали куда положено, а порядок не нарушался. И со своими обязанностями он справлялся безупречно.
В отличие от своих олимпийских родственников, Аид был образцом неподкупности и объективности. В то время как Зевс менял любовниц, Гера насылала беды на невинных, а Арес сеял хаос, Аид никого не карал по личной прихоти.
Он не выносил приговоры. Это делали судьи Минос, Радаманф и Эак. Аид лишь обеспечивал исполнение их решения. Души праведников отправлялись в Элизиум (поля блаженных), грешники — в Тартар, а большинство обычных людей — на туманные луга Асфоделей.
Самый темный эпизод в его репутации — похищение Персефоны. Однако и здесь мифы не так однозначны. Согласно «Гомеровским гимнам», похищение произошло с молчаливого согласия Зевса, отца Персефоны. В патриархальной древнегреческой культуре это был, увы, распространенный способ заключения брака.
В отличие от бесчисленных связей Зевса, брак Аида и Персефоны оказался единственным и на удивление стабильным. Мифы не упоминают об изменах или конфликтах между ними. Аид относился к Персефоне не как к пленнице, а как к равной царице подземного мира.
Греки так боялись случайно призвать Аида, что редко произносили его имя вслух. В отличие от других богов, Аид редко насылал кары на людей по своей инициативе. Он был занят своими делами и не вмешивался в мир живых без крайней необходимости.
В мире, где измены олимпийцев были нормой, Аид оставался верным мужем. Это единственный бог, у которого нет мифов о любовных связях на стороне. Аид не был ни садистом, ни воплощением зла. Он был богом-отшельником, обреченным на вечное правление в самом мрачном месте мироздания, в то время как его братья наслаждались светом и поклонением на Олимпе. Он был справедливым судьей, беспристрастным администратором, хранящим фундаментальные законы Вселенной — закон жизни и смерти.
Спасибо, что дочитали до конца! ✅
❗️ОФОРМЛЯЙТЕ ПРЕМИУМ-ПОДПИСКУ НА КАНАЛ ВСЕГО ЗА 99₽ В МЕСЯЦ ❗️Вас ждут уникальные выпуски о знаменитых художниках в формате онлайн-журнала.
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:)
Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)
Мои статьи, которые могут вас заинтересовать: