Найти тему
arts_tobe - просто об искусстве

"Венера и Марс": что скрывает нескромная картина Боттичелли?

"Венера и Марс" — картина знаменитого итальянского художника эпохи Возрождения Сандро Боттичелли. Работа была создана на мифологический сюжет.

Сандро Боттичелли
arts_tobe - просто об искусстве24 сентября 2024

Согласно древнегреческому мифу, богиня любви Афродита (она же Венера) была супругой хромоногого и уродливого Гефеста (Вулкана). Однажды она влюбилась в Ареса (Марса, которого, к слову, римляне считали своим покровителем) и так началась череда измен благоверному...

Обращение к античной мифологии характерно для Ренессанса, также как и опора на идеи гуманизма – идеологии эпохи Возрождения. Этот сюжет снискал необычайную популярность в искусстве XV-XVI веков, так как провозглашал влияние силы женской любви на мужчину:

"Марс — выдающийся по силе среди планет, потому что он делает мужчин сильнее, но Венера овладевает им… она вроде бы овладевает Марсом, но Марс никогда не овладевает Венерой" — М. Фичино, итальянский философ, гуманист, астролог.
"Марс и Венера", А. Мантенья.
"Марс и Венера", А. Мантенья.

В искусстве была распространена сцена в спальне, где обманутый муж застаёт любовников. Паоло Скьяво в картине "Царство любви" написал Венеру и Марса, пойманных сетью Гефеста. Однако наиболее известны интерпретации сюжета в картинах Пьеро ди Козимо и Сандро Боттичелли, значительно отличающиеся от фривольного анекдота. 

"Венера, Марс и Амур", Пьеро ди Козимо.
"Венера, Марс и Амур", Пьеро ди Козимо.

Картина Боттичелли была создана по заказу семьи Веспуччи по случаю бракосочетания. Подтверждением является осы вокруг дупла в правом верхнем углу картины — пчёлы изображены на гербе семьи Веспуччи. Оса по-итальянски – vespa, а Веспуччи означает "маленькие осы".

Мы видим Венеру и Марса, расположившихся напротив друг друга. Действие разворачивается в миртовой роще (мирт — атрибут Венеры, символизирующий брачные узы).

"Венера и Марс", Боттичелли, фрагмент.
"Венера и Марс", Боттичелли, фрагмент.

Бога войны утомили сражения и он уснул. В это время Венера, раздраженная тем, что в битвах боги забывают о любви, приказала своим детям, амурам (вместо них художник изобразил фавнов/сильванов) похитить доспехи Марса.

Но Боттичелли решил придать композиции шутливый характер — мальчишки пытаются напялить на себя огромные латы и шлем, дерутся за обладание копьём. Один малыш дует Марсу в ухо маленькой раковиной, пытаясь, пока безуспешно, его пробудить.

"Венера и Марс", Боттичелли, фрагмент.
"Венера и Марс", Боттичелли, фрагмент.

Но почему художник решил изобразить не купидонов, а сатиров?

Боттичелли оставляет отсылку к стихотворению Полициано, наставника детей Медичи. В одном из его творений он описывает козлоногих сатиров, спутников пастуха. Тот обитал в похожем на сон месте любви и наслаждения. Таким образом, Боттичелли органично сплетает образы из античных текстов и современной ему культуры.

"Венера и Марс", Боттичелли, фрагмент.
"Венера и Марс", Боттичелли, фрагмент.

Ироничный подтекст, легко разгадываемый во все времена, состоит также в том, что мужская привычка засыпать после акта любви была постоянным предметом непристойных шуток в Италии эпохи Возрождения. В этом аспекте копьё и раковина могут быть рассмотрены в качестве сексуальных символов. 

"Венера и Марс", Боттичелли, фрагмент.
"Венера и Марс", Боттичелли, фрагмент.

В облике Марса угадываются черты Джулиано Медичи - брата Лоренцо Великолепного. Венера же напоминает его даму сердца - Симонетту Веспуччи. Кроме того, Марс возлегает на фоне лавра, символизирующего не только триумф, но и являющегося геральдическим растением Медичи.

Однако нельзя не отметить и то, что на момент создания картины и Джулиано Медичи, и Симонетта Веспуччи были уже мертвы.

Необычен и формат картины, написанной на длинной и узкой доске. Вполне вероятно, что работа предназначалась для боковой стенки свадебного сундука (кассоне) - размер доски (69 × 173 см) вполне соответствует типичному размеру панели брачного сундука.

Пример кассоне. Работа  Якопо дель Селлайо, Доменико ди Дзаноби и Бьяджо д'Антонио Туччи. 1472. Институт Курто, Лондон.
Пример кассоне. Работа Якопо дель Селлайо, Доменико ди Дзаноби и Бьяджо д'Антонио Туччи. 1472. Институт Курто, Лондон.

Косвенно это подтверждает как выбор сюжета, так и то, что крышки свадебных сундуков обычно расписывали с внутренней стороны подобными сюжетами (врезы, возможно для петель, на торце доски подтверждают эту версию).

Еще один пример кессоне с изображением битвы при Ангиари (1440). Середина XV в. Национальный археологический музей, Мадрид.
Еще один пример кессоне с изображением битвы при Ангиари (1440). Середина XV в. Национальный археологический музей, Мадрид.

Желанным событием в жизни молодых супругов было рождение наследника мужского пола. И считалось, что для зачатия здорового мальчика супруге во время занятий любовью с мужем важно видеть изображения красивых мужчин. Художник явно учитывает этот момент и обнажает Марса, в то время, как Венеру он оставляет одетой.

"Венера и Марс", Боттичелли.
"Венера и Марс", Боттичелли.

Присмотритесь, её платье невозможно снять! Две косички как бы являются каймой выреза. Все дело в том, что супруги могли принимать гостей, и было бы крайне неуместно, чтобы посторонние любовались обнаженной Венерой. Ведь в этом контексте она косвенно олицетворяет молодую хозяйку дома.

"Венера и Марс", Боттичелли, фрагмент.
"Венера и Марс", Боттичелли, фрагмент.

Спасибо, что дочитали до конца! ✅

❗️ОФОРМЛЯЙТЕ ПРЕМИУМ-ПОДПИСКУ НА КАНАЛ ВСЕГО ЗА 99₽ В МЕСЯЦ ❗️

Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:)

Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)

Мои статьи, которые могут вас заинтересовать: