Картина венецианского художника Тинторетто "Венера, Вулкан и Марс" была создана во второй половине XVI века на сюжет из древнегреческой мифологии. В восьмой песне Одиссеи Гомер повествует о том, как Венера изменила своему мужу Вулкану с молодым богом войны Марсом.
Венера, древнеримская богиня красоты и любви, была женой Вулкана, который был самым некрасивым из богов. Пока Вулкан в поте лица трудился в подземной кузнице, Венера предавалась утехам с молодым любовником, богом войны Марсом, в своей спальне. Узнав о связи жены от всевидящего Гелиоса, законный супруг Венеры решил наказать неверную.
Художник не стал строго придерживаться фабулы и изобразил событие на свой манер. Перед нами история божественного любовного треугольника и супружеской измены. Вулкан неожиданно появляется в покоях, где находились ни о чём не подозревающие влюблённые.
Марс в последнюю минуту прячется под стол, покрывало которого его едва скрывает (его шлем — красноречивое свидетельство его поспешной попытки спрятаться), в то время как Венера подвергается унизительному обыску со стороны разгневанного мужа.
Так же, как и в Одиссее Гомера любовники выставлены на посмешище. Собачонка уже привлекает внимание своего хозяина к спрятавшемуся под столом Марсу. Амур, который должен оберегать влюблённых от таких неожиданностей, изображён на заднем плане мирно спящим.
Фривольная тема, представленная драматическим образом на полотне, с присущей всем венецианским художникам склонностью к чувственному восприятию. Тинторетто подчеркнул противоположность главных героев сюжета темой "неравного брака".
Как натянутая струна тело молодой женщины, безупречность которого подчёркивают белая простыня и тёмно-муаровое покрывало противопоставляется старику с коричневой кожей и седой бородой. Диагонали обоих тел встроены в плотную систему бегущих линий, помогающих ощутить глубину пространства картины. Ритмизация композиции, характерная для зрелых работ Тинторетто хорошо просматривается в этом полотне.
Детали исполнены изысканно: богато драпированное ложе, маленькая собака, наблюдающая за происходящим, и даже спящий Купидон в колыбели у изящно изображённого окна.
Что же случилось с незадачливыми любовниками после? Освобожденные Вулканом по просьбе Посейдона Венера и Марс немедленно расстались. Марс умчался во Фракию, где немедленно разжег новую кровопролитную войну, а Венера - на Крит в Пафос, где ее искупали и натерли нетленным маслом хариты.
Спасибо, что дочитали до конца! ✅
❗️ОФОРМЛЯЙТЕ ПРЕМИУМ-ПОДПИСКУ НА КАНАЛ ВСЕГО ЗА 99₽ В МЕСЯЦ ❗️Вас ждут уникальные выпуски о знаменитых художниках в формате онлайн-журнала.
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:)
Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)
Мои статьи, которые могут вас заинтересовать: