Найти в Дзене
Известия

Учебный катер, который изменит будущее морского флота: «Макаровец» выходит на воду

Оглавление

В России разработан первый в мире учебно-тренировочный безэкипажный катер «Макаровец». Он оснащен упрощенным управлением, а его характеристики снижены по сравнению с боевыми катерами, однако при этом он способен выполнять целый ряд учебно-боевых задач. Аппарат может нести на борту воздушные и подводные дроны, а также боевой огнестрельный модуль. Такие катера будут полезны не только для обучения курсантов, но и при тренировках сил флота, отмечают эксперты, сообщается на сайте «Известия».

Что представляет собой безэкипажный катер «Макаровец»

Для ВМФ разработан первый в мире учебно-тренировочный безэкипажный катер. Новый морской дрон поможет обучать операторов. Он специально спроектирован для удобства обучающихся. Аппарат оснащен системой управления (радиосвязь и Wi-Fi) и обладает упрощенными органами контроля. В движение его приводят два электромотора.

— БЭК «Макаровец» предназначен для обучения курсантов эксплуатации и управлению безэкипажным катером, — рассказал «Известиям» представитель разработчика — Тихоокеанского высшего военно-морского училища (ТОВВМУ). — Он может выполнять следующие задачи: учебного катера; служить платформой для испытаний различных модулей полезных нагрузок; выполнять роль малоразмерной надводной цели, то есть имитировать БЭК противника; выполнять задачи безэкипажного катера минной разведки (с оснащением телеуправляемыми необитаемыми подводными аппаратами).

Характеристики катера довольно скромные, поскольку для учебных целей не нужно ни большой скорости, ни дальности. Аппарат может преодолевать до 10 км, его максимальная скорость — 10 узлов.

При этом по функционалу он почти не отличается от полноценных боевых надводных дронов и при необходимости сможет выполнять их функции. «Макаровец» способен нести на борту телеуправляемые и автономные неуправляемые подводные аппараты со спускоподъемными устройствами, площадку для запуска дронов, боевой огнестрельный модуль.

— БЭК «Макаровец» испытывался в два этапа: первый проводился в опытовом бассейне, где проверялись все узлы и механизмы, корпус от протечек и автономная работа электродвигателей. Второй этап проходил в акватории шлюпочной базы в морских условиях, где определялись скоростные и маневренные характеристики, — сообщил представитель ТОВВМУ.

За безэкипажными катерами большое будущее и в самое ближайшее время они будут стоять на вооружении большинства стран мира, которые имеют военно-морские силы, уверен военный эксперт Дмитрий Болтенков.

— Любое оружие лучше изучать с курсантских времен, — объяснил он. — Новая платформа сделана так, что позволит изучать управление БЭКами самых разных моделей и модификаций. В зависимости от установленного модуля на них можно будет отрабатывать работу ударными катерами, БЭКами-камикадзе и даже аппаратами противоминной обороны. Это позволит курсантам отработать широкий спектр возможных боевых задач, которые могут решать катера. Такая универсальность позволит сэкономить серьезные средства.

БЭКи пригодятся не только курсантам, отметил экперт.

— Они хорошо подойдут для учений, где будут отрабатываться задачи по защите кораблей или портов от безэкипажных надводных аппаратов, — считает эксперт. — С такими атаками мы уже сталкивались на Черном море, обобщили полученный опыт, приняли меры. Практические тренировки по уничтожению таких целей необходимы на всех российских флотах и Каспийской флотилии. Нам надо быть готовыми, что против нас БЭКи могут быть использованы на других потенциальных театрах военных действий.

Учебные БЭКи должны поступить в высшие военно-морские училища как можно скорее, подчеркнул военный эксперт капитан первого ранга Василий Дандыкин.

— Мы видим, что подобные аппараты активно задействуют при ведении боевых действий, — отметил он. — Так, недавно наш безэкипажный катер уничтожил украинский разведывательный корабль «Симферополь» в дельте Дуная. Как видим, эффективность нового оружия доказана. Теперь нужно вырастить офицеров, которые могли бы их грамотно применять. Для этого нужна в первую очередь хорошая учебная база, и она необходима уже сейчас, чтобы выпускники уже следующего года были полноценными специалистами по применению такой техники.

БЭКами достаточно легко насытить флоты, отметил Василий Дандыкин.

— Это не крейсер, который надо строить годами, — отметил он. — Год-два и флотилии таких аппаратов будут у многих стран в мире.

В идеале учебные аппараты должны быстро стать боевыми.

— Летчики учатся летать на самолетах Як-130, которые могут быстро превратиться в легкий штурмовик, и при необходимости принимать участие в боях, так же и в случае с БЭКами для курсантов — они должны иметь возможность переоборудования в боевые аппараты, — отметил эксперт.

Какие безэкипажные катера разрабатывают в России

В прошлом году в программу боевой подготовки личного состава ВМФ России вошел новый учебный курс по подготовке операторов безэкипажных катеров. Он состоит из теоретических и практических занятий. Часть мероприятий проводится в темное время суток. Сейчас в вооруженных силах на основании опыта, полученного в ходе СВО, актуализируют существующие и разрабатывают новые программы подготовки военнослужащих, курс обучения операторов БЭК один из них.

В России ведется разработка безэкипажных платформ разных размеров. Недавно был создан безэкипажный катер-камикадзе малого водоизмещения «Марлин». Он существует в двух модификациях — речной и морской. Речная несет 1,5 кг взрывчатки и предназначена для уничтожения плавсредств и десанта противника. Морская может нести 2 кг, ее задача — защита кораблей от безэкипажных катеров противника. Управление БЭКом осуществляется так же, как FPV-дронами.

Кроме того, началось серийное производство тяжелого многофункционального возвращаемого морского дрона на базе безэкипажного катера «Визир». Он может работать без сопровождения оператором — на управлении искусственным интеллектом и программой. Аппарат можно использовать для доставки грузов, проведения разведки, кроме того, он может нести на борту управляемое оружие. Длина БЭКа — 7 м, ширина — 2,5 м. Он может развивать скорость до 45 км/ч, дальность его действия — до 270 миль. Специальная платформа позволяет работать в условиях волнения, сильного ветра и удерживать заданные цели. «Визир» — многоразовый дрон, он возвращается в исходную точку по истечении времени или по прохождении заранее заданных точек.

В прошлом году в России началось производство многофункциональных безэкипажных катеров, которые могут перевозить 20 кг груза. Их можно использовать как камикадзе или платформу для БПЛА. На БЭКе можно разместить два FPV-дрона или один разведывательный БПЛА.