Найти в Дзене
Vostok Today

Угольный терминал в окружении первозданной природы: АО «Дальтрансуголь» тратит миллиарды на экологию

Оглавление

Порт уже вложил в экологические проекты более 2,5 миллиардов рублей и намерен потратить еще 1,2 миллиарда на новые природоохранные мероприятия

 Огромный угольный порт работает и развивается в полной гармонии с природой / фото: пресс-служба АО "Дальтрансуголь"
Огромный угольный порт работает и развивается в полной гармонии с природой / фото: пресс-служба АО "Дальтрансуголь"

Балкерный терминал АО «Дальтрансуголь» (под управлением АО «Портовый Альянс») находится в бухте Мучка Татарского пролива Японского моря, в Ванинском районе Хабаровского края. Компания является одним из локомотивов дальневосточного портового бизнеса. Морской терминал динамично развивается, наращивая объемы перевалки угля для покупателей из стран АТР, основным из которых является Китай. Но не менее важным направлением деятельности порта с первых дней работы стала забота о сохранении окружающей среды.   «Дальтрансуголь» тратит миллиарды на экологию. Результат своими глазами увидел корреспондент Vostok.Today.

Ранее мы писали: 26 миллиардов инвестирует «Дальтрансуголь» в транспортную инфраструктуру Хабаровского края  

К 40 миллионам тонн в год готовы

Поводом для организации пресс-тура для журналистов федеральных и региональных агентств стало выполнение АО «Дальтрансуголь» инвестиционной программы по увеличению объемов перевалки угля до 32,8 млн тонн в год. Как подчеркнул исполнительный директор терминала Владимир Долгополов, порт готов к перегрузке 40 миллионов тонн ежегодно.

«Наш терминал обеспечивает стратегический экспорт страны. Общий объем перевалки за весь период составил 260 миллионов тонн угля. Доля «Дальтрансугля» среди всех портов Дальнего Востока сегодня составляет 20%. В текущем году мы готовы переработать 32,8 млн тонн, к 2027 году – 40 миллионов», - проинформировал Владимир Долгополов.
Исполнительный директор АО "Дальтрансуголь" Владимир Долгополов рассказал о перспективах развития порта / фото: Vostok.Today
Исполнительный директор АО "Дальтрансуголь" Владимир Долгополов рассказал о перспективах развития порта / фото: Vostok.Today

Терминал можно сравнить с вечным двигателем – работа здесь не останавливается ни на минуту. К глубоководным пирсам швартуются суда под флагами самых разных государств Азиатско-Тихоокеанского региона. Львиную долю угля, порядка 50%, забирает Китай. Но в последнее время, по словам Долгополова, активно растут поставки в Индию.

К пирсам терминала спешат за углем балкеры из разных государств АТР / фото: Vostok.Today
К пирсам терминала спешат за углем балкеры из разных государств АТР / фото: Vostok.Today

Сегодня в порту идет активное строительство второй очереди. Выполнен нулевой цикл, изготовлена проектная документация, получено новейшее технологическое оборудование. Как рассказал Долгополов, к двум вагоноопрокидывателям тандемного типа вскоре добавится еще один, способный одновременно обрабатывать три вагона вместо двух. Такое оборудование в России есть пока лишь у одного порта – в Тамани. Кстати, именно «Дальтрансуголь» впервые в России запатентовал систему разгрузки угля на вагоноопрокидывателях в терминале. Ее сегодня успешно применяют в других портах и на теплоцентралях, где используются вагоноопрокидыватели.

Сейчас на одной из самых крупных строительных площадок Хабаровского края работают восемь подрядных организаций, трудятся 160 специалистов. Изготовлением технологического оборудования занимается государственная компания Китайской Народной Республики.

Терминал АО «Дальтрансуголь» - это высокие скорости во всех смыслах. В сутки порт способен обработать до 1025 вагонов – были бы вагоны. Пока, фактически, он обрабатывает, в среднем, 835 вагонов ежесуточно. В год порт может загрузить до 300 судов. Если в 2012 году терминал отправил на экспорт 12 миллионов тонн угля, то в 2025 грузит 19,5 млн. Это 59% от запланированных 32,8 млн. К такому объему, повторим, порт готов.

Терминал растет / фото: Vostok.Today
Терминал растет / фото: Vostok.Today

Возможности АО «Дальтрансуголь» растут. Компания подписала соглашение с АО РЖД об увеличении суточных поставок угля в адрес терминала с 1025 до 1248 полувагонов. Рост мощностей терминала составил +37%. Всего за два месяца порт показал увеличение грузооборота более, чем на 50%. С начала текущего года недозагруженность терминала сократилась на 18%. Сейчас мощности порта используются на 68%. Терминал показал, что готов обрабатывать до 40 миллионов тонн угля в год. Теперь «мячик» на стороне железнодорожников. С развитием Восточного полигона поступления грузов в адрес ДТУ ожидаемо вырастут.

200 миллиардов в рельсы

О том, какая работа проведена за последние несколько лет для увеличения загрузки портов, рассказал начальник железнодорожной станции Ванино Юрий Пестряков.

Начальник железнодорожной станции Ванино Юрий Пестряков / фото: Vostok.Today
Начальник железнодорожной станции Ванино Юрий Пестряков / фото: Vostok.Today
«Работа на участке Комсомольск-на-Амуре – Ванино проделана огромная и она продолжается. За два года в модернизацию и реконструкцию железнодорожных путей будет вложено 200 миллиардов рублей», - рассказал Юрий Пестряков.

Часть этих средств, выделенных государством, уже освоена. Так, в 2023 году на важнейшем участке уложили 51 стрелочный перевод, более 200 км новых путей. В рамках проекта по реконструкции двух приемоотправочных парков строители отсыпали свыше 400 тысяч кубометров грунта.  Длина приемоотправочных путей выросла в 2,5 раза. Нововведения позволили принимать составы в 71 вагон массой в 7100 тонн.

С 2023 по 2024 годы железнодорожники ввели в строй 22 объекта главных путей, что позволило повысить провозную способность участка Комсомольск-на-Амуре-Ванино для грузовых перевозок.

Железнодорожный комплекс АО "Дальтрансуголь" / фото: Vostok.Today
Железнодорожный комплекс АО "Дальтрансуголь" / фото: Vostok.Today

Ранее мы писали: Рельсы в будущее: Хабаровский край наращивает железнодорожные мощности  

С начала текущего года железнодорожники уже уложили 31 второй главный путь, в ближайшее время завершат работы по укладке еще двух. Параллельно реализуются важнейшие проекты по электрификации линии.

«Все мероприятия выполняются в рамках государственной программы «Увеличение пропускной способности БАМа на участке Комсомольск-на-Амуре - Ванино, которая имеет важнейшее стратегическое значение для развития Восточного полигона, наращивания грузопотоков Дальнего Востока и Арктики», - подчеркнул Юрий Пестряков.

В гармонии с природой

Уголь – груз пылящий, причем, сильно. Грандиозные стройки, шумы, огромные машины и механизмы, все это, в привычном понимании, как-то не вяжется с сохранением окружающей среды. Тем не менее, терминал АО «Дальтрансуголь» развивается и работает в полной гармонии с природой. Это возможно. И – да, это дорого. Очень дорого.

Система пылеподавления на стакер-реклаймере АО ДТУ / фото: пресс-служба АО "Дальтрансуголь"
Система пылеподавления на стакер-реклаймере АО ДТУ / фото: пресс-служба АО "Дальтрансуголь"

С 2012 года на экологические проекты компания направила более 2,5 миллиардов рублей. Здесь применены 9 наилучших доступных технологий (НДТ) пылеподавления согласно нормам Ростандарта на всех этапах перевалки угля. Например, эффективность станции пылеподавления с девятью пушками, расположенными по периметру угольного склада, оценивается в 91,7%, а ультрадисперсная система пылеподавления вагоноопрокидывателей – в 93,4%. Просто представьте: гигантский механизм легко, словно пушинку, переворачивает железнодорожный вагон, доверху груженный углем, включаются системы аспирации, пылеподавления – пыли нет. Это похоже на чудо. Но все эти чудеса обеспечены работой десятков институтов, предприятий, как в России, так и за рубежом. Экологические технологии АО ДТУ давно стали образцом для портов многих стран мира, занимающихся перевалкой пылящих грузов.

Водяные пушки работают по периметру угольного склада / фото: пресс-служба АО "Дальтрансуголь"
Водяные пушки работают по периметру угольного склада / фото: пресс-служба АО "Дальтрансуголь"

Пылеподавление на терминале повсюду. Система на судопогрузочной машине дает эффективность в 73%, аспирационные системы вагоноопрокидывателей, в здании грохота и дробления – в 99,3%.

Особенная гордость терминала – ветрозащитный экран по периметру угольного склада. Нет ветра – нет пыли. Первая очередь уже построена, вторая – не за горами. На строительство второй части ветрозащитного ограждения, закупку вакуумных погрузчиков, реконструкцию собственных очистных сооружений АО «Дальтрансуголь» направит еще 1,2 миллиарда рублей.

Ветрозащитный экран АО ДТУ / фото: пресс-служба АО "Дальтрансуголь"
Ветрозащитный экран АО ДТУ / фото: пресс-служба АО "Дальтрансуголь"

Экран – это гигантская стена, с изображением набегающих морских волн, высотой 25 метров. Это самое высокое ветрозащитное ограждение в стране.

Вопросы сохранения окружающей среды в сфере деятельности угольных портов – один из приоритетов работы губернатора Хабаровского края Дмитрия Демешина. В июне глава региона лично побывал на терминале и вместе с исполнительным директором порта Владимиром Долгополовым вышел в море, чтобы увидеть экран с воды. Высоко оценил губернатор работу всех систем пылеподавления АО «Дальтрансуголь». Но приведенные цифры и факты не дают полной картины состояния природных систем, окружающих терминал. Поэтому дирекция порта предложила журналистам увидеть все своими глазами.

Журналисты отправились в путешествие / фото: Vostok.Today
Журналисты отправились в путешествие / фото: Vostok.Today

Мы увидели, что в Ванинском районе успешно развивается экологический туризм, что, в принципе, невозможно при ненадлежащем состоянии окружающей среды. Нашим проводником стала местная компания «Улике Кемп» - добрый друг АО «Дальтрансуголь».  На её катерах мы совершили невероятное путешествие к тюленям ларга. Рядом с терминалом АО «Дальтрансуголь» расположен памятник природы остров Токи – крупнейшее в Японском море лежбище ластоногих.

Соседи угольного терминала - тюлени ларга чувствуют себя прекрасно / фото: Vostok.Today
Соседи угольного терминала - тюлени ларга чувствуют себя прекрасно / фото: Vostok.Today

Нерп здесь не просто много – их очень много. Зверьки любопытны и упитаны. Рыбы, основного их провианта, много. За состоянием дна, морских обитателей, водорослей в окружении терминала наблюдают ученые ведущих институтов в системе РАН. Впрочем, оценить состояние моря у терминала можно и визуально – местные жители и зимой, и летом предпочитают рыбачить в акватории угольного порта.

Древний грот в скалах / фото: Vostok.Today
Древний грот в скалах / фото: Vostok.Today

Пресс-тур, организованный АО «Дальтрансуголь», оставил неизгладимое впечатление. Природа Ванинского района невероятна в своей первозданной красоте. На катерах мы причаливали к древнему гроту, внутри которого бьет чистейший родник, загадывали заветное, проходя через Арку желаний, любовались полноводными реками Улике и Тумнин, в которых резвятся жирные пеленгасы – дальневосточная кефаль, прочая рыба.

Река Улике / фото: Vostok.Today
Река Улике / фото: Vostok.Today

Огромный международный угольный порт живет, работает, развивается в ладу с дикой природой, оберегая ее от вредного воздействия.

Сегодня в порту работают 752 сотрудника. Но в АО «Дальтрансуголь» всегда подчеркивают: вместе с семьями нас 2350. Семьи сотрудников – неотъемлемая часть команды и объект заботы. Инвестиции компании в социальные проекты за время работы порта составили почти 445 миллионов рублей. С вводом второй очереди дружная семья терминала вырастет еще на 100 новых, высокотехнологичных и высокооплачиваемых рабочих мест.

Читать статью на Vostok.Today

Пожалуйста, не забывайте подписываться на канал Vostok.Today и ставить лайки. Ваши оценки очень важны для нас, именно вы помогаете развитию канала.