Найти в Дзене
Зарплата.ру

Не умею себя хвалить: как мы роем яму своей карьере

Оглавление

Молчаливые профессионалы годами могут оставаться без повышения и достойной зарплаты, пока другие успешно «продают» даже средние результаты. Разбираемся в корнях проблемы и предлагаем пути решения от пяти независимых психологов и HR-директора.

Shutterstock/FOTODOM
Shutterstock/FOTODOM

Что мешает говорить о своих достижениях

Часто неумение себя подать связывают с низкой самооценкой и природной скромностью. Но психологи считают, что все гораздо глубже и сложнее. Истоки лежат глубоко в личности, где переплетаются детский опыт, культурные нормы и эмоциональные блоки. Приглашенные эксперты приводят список факторов, которые мешают человеку «распаковаться» и уверенно презентовать себя как профессионала.

Культурный код и установки из детства

Для нашей страны в течение последнего столетия это очень характерная история. Долгие годы важно было «не высовываться», не демонстрировать достаток, не хвалиться — быть как все, чем «серее», тем лучше. Практически в каждой семье есть история, когда деньги связаны с потерей и даже смертью. Все это мы несем из поколения в поколение.
Ольга Иванова Семейный психолог, основатель семейного психологического центра «Иволга»
Ольга Иванова Семейный психолог, основатель семейного психологического центра «Иволга»

Усвоенные в детстве фразы «не высовывайся» или «хвалиться нехорошо» превращаются во внутреннего критика. Этот голос часто блокирует любую попытку заявить о себе — даже когда можно и нужно подчеркнуть свой высокий профессиональный уровень. Сюда же отнесем негативные стереотипы из серии «женщина не может быть крутым руководителем» или «молодой специалист не может считаться профессионалом»

Страхи и психологические травмы

Например, страх ответственности. Заявляя о себе, человек будто говорит миру: «Я могу». А это означает готовность отвечать за результат.

Такой шаг пугает, особенно если нет привычки опираться на себя. А еще это может быть так называемый «страх успеха», который исследовала психолог Матина Хорнер. Она заметила, что люди, особенно женщины в конкурентной среде, могут бессознательно саботировать свой рост, опасаясь негативных последствий: зависти, изоляции или завышенных ожиданий.
Валерий Гут Кандидат психологических наук, основатель Института Адаптивного Интеллекта, разработчик концепции адаптивного интеллекта
Валерий Гут Кандидат психологических наук, основатель Института Адаптивного Интеллекта, разработчик концепции адаптивного интеллекта

Среди травм в лидерах — обесценивание, газлайтинг и неудачный опыт с предыдущими работодателями.

Например, когда человек приходит на первую работу, а там токсичный начальник с комплектом установок: «да что ты умеешь», «ты без меня никто», «да я тебя тут взял, ты мне благодарен должен быть», и прочее.
Алина Тигезлек Практикующий кризисный психолог
Алина Тигезлек Практикующий кризисный психолог

Читайте по теме: Как паршивая работа ломает уверенность в себе даже после увольнения

Когнитивные искажения

Вариантов множество, один из самых частых — синдром самозванца. Такой сотрудник считает, что все его успехи случайны, а неудачи закономерны, при этом постоянно боится «разоблачения».

А если человек крутой специалист, страданий ему добавляет эффект Даннинга-Крюгера: чем больше знаний, тем шире область, в которой человек не чувствует себя экспертом — поэтому новичок-выскочка обгоняет умудренного специалиста.

Еще одна распространенная причина — перфекционизм. Человеку все время кажется, что результат еще не идеален, и рано как-то громко о себе заявлять.

Нет навыка «упаковки» опыта

Самый щадящий вариант — здесь дело не в психологических барьерах, а в технической стороне самопрезентации. Человек просто не знает, как превратить сухой список фактов в убедительный рассказ о ценности своей работы.

Был кейс, когда аналитик данных перечислял: «Сделал 10 отчетов, внедрил 3 дашборда», но не показывал, что эти отчеты помогли компании сократить издержки на 15% и ускорить принятие решений в 2 раза. Яркий пример, когда мешает банальное неумение грамотно преподносить информацию.

Как это влияет на карьеру

Мощные профессионалы теряют карьерные возможности просто потому, что не умеют говорить о себе. Они считают, что результат и так виден, боятся показаться хвастунами. В итоге получается, что они работают много, делают свое дело качественно, а никакого роста у них нет, — отмечает Андрей Закревский. Еще три последствия:

Финансовые потери

Люди, не умеющие себя подать, обычно получают скромные зарплатные предложения, иногда намного ниже рынка. Ничего личного, просто бизнес — когда человек не обозначает свою ценность, ее определяют другие. Естественно, в меньшую сторону. Клиенты и партнеры тоже охотнее выберут того, кто четко объявляет свою ценность и перечисляет, что он может дать.

-5

Найти работу / Найти сотрудника

Профессиональная «невидимость»

Человек оказывается в тени — его успехи и достижения остаются как будто за кадром. Идеи берут более активные коллеги, используют их себе во благо, зарабатывают на этом и частенько «забывают» сказать о партнерстве.

Это приводит к упущенным возможностям — нет ни повышения, ни работы над интересными проектами, которые отдают коллегам, умеющим громко заявлять о собственных достижениях.

Выгорание и обесценивание

Сотрудник-«невидимка» начинает ощущать, что его вклад мало значит, и постепенно теряет веру в себя.

алерий Гут Кандидат психологических наук, основатель Института Адаптивного Интеллекта, разработчик концепции адаптивного интеллекта:

Со временем это приводит к застою и выгоранию. Ведь когда кажется, что усилия никто не ценит, мотивация угасает.

Читайте по теме: Как справиться с детскими травмами и добиться карьерных высот

Как сломать барьеры

Конечно, решить проблему всегда можно с помощью хорошего психолога, но есть и техники самопомощи, которые дают неплохой результат. Эксперты выделяют три направления работы:

  • с внутренним состоянием
  • с прошлым и негативными установками
  • с телом
  • практические техники самопрезентации

Разберем конкретнее.

1. Используйте факты вместо эмоций. Для этого сядьте в спокойной обстановке, возьмите листок бумаги и выпишите как минимум 10 случаев, когда вы сделали что-то, что принесло измеримый результат, — рекомендует Андрей Закревский. Затем переведите опыт в язык пользы. Это станет вашим «портфолио фактов».

Учитесь говорить о своих достижениях через результат, а не через «я молодец». Например, вместо «Я хороший специалист», можно сказать: «За три месяца я увеличил продажи на 30% без дополнительного бюджета». Это всегда звучит конкретно, убедительно, а еще так проще отмечать достижения, чем хвалить себя напрямую.
Наталия Айринг Практический психолог и создатель центра психологии «Время Жить»
Наталия Айринг Практический психолог и создатель центра психологии «Время Жить»

Полезное по теме: Как оцифровать свои достижения

2. Осознайте и примите свои сильные стороны. Начать стоит с первопричин неуверенности — выявите и пересмотрите негативные установки, устаревшие убеждения: от «мне нельзя» до «это неприлично». Заведите дневник достижений, фиксируйте в нем даже небольшие успехи. Перед важной встречей или переговорами перечитайте список, вспомните свои заслуги.

Валерий Гут Кандидат психологических наук, основатель Института Адаптивного Интеллекта, разработчик концепции адаптивного интеллекта:

Развивайте внутреннюю опору. Очень важная точка — научиться опираться на собственные ценности, а не только на реакции других. Это помогает снизить зависимость от внешней оценки.

3. Проработайте самопрезентацию

Андрей Закревский предлагает использовать технику «5 предложений о себе», где вы кратко и емко отвечаете на вопросы о своей экспертности.

Пример:

-7

Отрепетируйте самопрезентацию, чтобы произносить текст спокойно и уверенно —  он станет каркасом вашего профессионального имиджа. Полезно потренироваться на диктофон или в безопасной обстановке — перед друзьями и близкими.

4. Двигайтесь малыми шагами. Пробуйте говорить о своих результатах регулярно и в разных форматах — от короткой реплики на планерке до развернутой истории на встрече с клиентом.

5. Поработайте с телом. Уверенная осанка, расправленные плечи, правильное дыхание — все это снижает тревожность перед важной встречей. Всего несколько минут глубокого диафрагмального дыхания помогают успокоиться и ввести человека в состояние уверенности.

Закончим оптимистичной историей из практики Наталии Айринг:

«У меня была клиентка — отличный руководитель отдела, которую дважды обходили при повышении. Мы собрали ее портфолио фактов, она впервые проговорила это руководителю и получила такую обратную связь: “Я и не знал, что это все твои проекты!” Конечно, через месяц она получила свое заслуженное повышение».

Возможно, ваш начальник тоже не в курсе ваших достижений. Сохраняйте статью в закладки, практикуйтесь в «упаковке» информации — и вперед, за повышением😎