75 000 лошадиных сил, 4 палубы, два атомных реактора, 150 человек в экипаже и первая в мире женщина-капитан. Всё это про "Ямал" — один из самых мощных ледоколов в мире. И недавно капитаном этого гиганта стала 44-летняя Марина Старовойтова, которая, кстати, раньше была учительницей русского языка и литературы.
И эта история лишний раз подчеркивает, что для русских женщин нет ничего невозможного!
Я побывала на этом ледоколе несколько лет назад (тогда Марина была помощником капитана), увидела своими глазами, как там всё устроено. Рассказываю!
Сейчас в России 8 атомных ледоколов. И такого нет ни у одной другой страны мира. Ни у кого вообще нет атомного ледокольного флота.
У нас четыре новейших ледокола проекта 22220 ("Арктика", "Сибирь", "Урал" и "Якутия") с мощностью 80 000 лошадиных сил каждый. "Ямал" и "50 лет Победы" — с мощностью 75 000 лошадиных сил каждый. "Таймыр" и "Вайгач" — на 50 000 сил.
Обычно один рейс ледокола длится 4 месяца, но по запасам провизии ледокол может находиться в автономном плавании до 7,5 месяцев, а перезарядка реактора требуется лишь раз в 4 года.
После каждого рейса ледокол возвращается в порт, команда меняется, а на борт загружают новую порцию продуктов.
Учительница
Марина Старовойтова из небольшого городка Унеча в Брянской области прошла невероятный путь длиной в 20 лет. С детства грезила о море, которого даже не видела, хотела служить в воздушно-десантных войсках, но девушку туда не взяли.
Поэтому после университета Марина стала учителем русского языка и литературы в родной Унече. И в 2005 году она узнала о наборе женщин в плавсостав Мурманского морского пароходства. Бросила всё и в 24 года сменила работу учителя на должность дневального на атомном контейнеровозе "Севморпуть". Потом работала на транспортных судах, на пароходе "Петр Великий".
В 2019 году Марина стала старшим помощником капитана атомного ледокола "Ямал". В 2024 году она даже подменяла капитана в течение 10 дней, когда судно находилось в море. А 20 августа 2025 года официально получила значок капитана, став первой женщиной в мире на этой должности на атомных ледоколах.
Жизнь в плавучем городе
Вообще "Ямал" поражает своим размером. И это я его видела просто в доке, а не в "естественной" для него среде. Но сердце от масштаба, конечно, замирает. Ещё и эта харизматичная улыбочка, которая стала визитной карточкой судна.
В центральной части — парадная лестница, вокруг неё общественные помещения, а каюты расположены по бокам судна.
Наверное, к расположению и переходам быстро привыкаешь, но пока мы ходили по ледоколу, я так и не смогла нормально ориентироваться в помещениях.
У капитана и главного механика каюты с кабинетом, салоном, спальней, буфетом и санузлом с ванной. У старшего командного состава каюты чуть попроще: с кабинетом, спальней и санузлом.
Для остальных членов экипажа предусмотрены 155 одноместных кают, но если на борту туристы или экспедиции, морякам приходится заселяться по двое.
При этом вся мебель надежна закреплена, потому что на ледоколе бывает довольно сильная вибрация.
Для членов экипажа каюта — второй дом. Многие украшают их комнатными растениями, фотографиями, картинами. На праздники, особенно в Новый год, развешивают гирлянды.
Атомный ледокол работает 24/7, выходных нет — только ежедневное время для отдыха. У большинства членов экипажа график такой: четыре часа вахты и восемь часов отдыха. У поваров, медиков, дневальных и ремонтных бригад более привычный — например, с 8:00 до 17:00.
Меню в Арктике
Столовая для командного состава выполняет роль кают-компании. А вот столовая для остального экипажа находится на уровень ниже.
Но готовят для всех на одной кухне — камбузе, откуда блюда поднимают специальным лифтом.
Меню составляют на неделю вперед, и продукты тут самые обычные. Те, к которым мы все привыкли на суше. Утром можете получить омлет с беконом и бисквитный рулет к чаю. На обед — домашний рассольник, сочный шницель с пюре, свежий салат. И это в условиях, где за бортом трещит лёд!
Хлеб, кстати, пекут сами. Просто представьте: ароматный кусочек горячего хлеба с крепким чаем и вареньем посреди льдов, где-то на краю мира!
Кстати, тут даже есть дресс-код. В столовую не пускают в рабочей одежде. А литровый пакет сока к обеду — местная традиция, чтобы экипаж получал достаточно витаминов.
В меню очень много рыбы. От простого минтая до деликатесной форели и палтуса. По особым случаям повара балуют команду креветками или икрой — всё-таки те, кто провёл четыре месяца в Арктике, заслуживают праздничного стола.
Правда, есть своя особенность: сначала съедают всё скоропортящееся. К концу похода свежих продуктов становится меньше, и меню упрощается. Но даже тогда моряки не остаются голодными — запасов хватает с избытком.
Удобства среди льдов
Одно время "Ямал" выполнял туристические рейсы к Северному полюсу. Именно тогда на нём появилась знаменитая "акулья улыбка" снаружи и барная стойка внутри. Сейчас к Полюсу ходит "50 лет Победы", а "Ямал" решает другие задачи во льдах.
Кроме столовой тут есть библиотека, зал для пассажиров, волейбольная площадка, тренировочный зал, подогреваемый бассейн, сауна и медчасть. Члены команды часто устраивают соревнования и турниры друг с другом. Есть любители настольных игр, шахмат, квизов. Так что в свободное от работы время есть чем заняться.
Почти в каждом помещении есть телефон для связи между отсеками. А ещё на ледоколе есть спутниковый интернет. Поэтому всегда можно связаться с родными. Да, фильмы через интернет не посмотришь, но и полной оторванности от цивилизации нет.
Но больше всего меня удивило обилие живых цветов на борту. Представьте: Арктика, льдины, пронизывающий холод — и мощная махина с зелёными растениями в каютах и общих помещениях. В месяцы, когда за бортом только суровые льды и снега, они согревают душу.
Кстати, капитан Марина Старовойтова тоже увлекается выращиванием растений: за два месяца в Арктике она смогла вырастить урожай огурцов прямо на борту ледокола.
Сложно ли работать на ледоколе и по 4 месяца проводить во льдах? На мой вопрос один из членов экипажа ответил вот так:
"Ты просто работаешь. Выполняешь свою работу, и 4 месяца пролетают очень быстро. Да и к постоянному хрусту льда за бортом быстро привыкаешь. И когда ледокол останавливается и воцаряется тишина, сразу начинает чего-то не хватать."
Теперь всем этим морским домом управляет женщина, которая когда-то мечтала о море, читая Стивенсона и Хемингуэя в провинциальной Унече. "От обычного матроса из палубной команды она прошла по всем ступенькам, никогда не теряла силы духа, не опускала руки, не потеряла веру в то, к чему стремилась", — говорит её бывший капитан. Мечта сбылась — и как!