Найти в Дзене
Путешествия с фотокамерой

Как устроен быт на атомном ледоколе где капитан женщина

Оглавление

75 000 лошадиных сил, 4 палубы, два атомных реактора, 150 человек в экипаже и первая в мире женщина-капитан. Всё это про "Ямал" — один из самых мощных ледоколов в мире. И недавно капитаном этого гиганта стала 44-летняя Марина Старовойтова, которая, кстати, раньше была учительницей русского языка и литературы.
И эта история лишний раз подчеркивает, что для русских женщин нет ничего невозможного!

Я побывала на этом ледоколе несколько лет назад (тогда Марина была помощником капитана), увидела своими глазами, как там всё устроено. Рассказываю!

Сейчас в России 8 атомных ледоколов. И такого нет ни у одной другой страны мира. Ни у кого вообще нет атомного ледокольного флота.

У нас четыре новейших ледокола проекта 22220 ("Арктика", "Сибирь", "Урал" и "Якутия") с мощностью 80 000 лошадиных сил каждый. "Ямал" и "50 лет Победы" — с мощностью 75 000 лошадиных сил каждый. "Таймыр" и "Вайгач" — на 50 000 сил.

Обычно один рейс ледокола длится 4 месяца, но по запасам провизии ледокол может находиться в автономном плавании до 7,5 месяцев, а перезарядка реактора требуется лишь раз в 4 года.

После каждого рейса ледокол возвращается в порт, команда меняется, а на борт загружают новую порцию продуктов.

-2

Учительница

Марина Старовойтова из небольшого городка Унеча в Брянской области прошла невероятный путь длиной в 20 лет. С детства грезила о море, которого даже не видела, хотела служить в воздушно-десантных войсках, но девушку туда не взяли.

Поэтому после университета Марина стала учителем русского языка и литературы в родной Унече. И в 2005 году она узнала о наборе женщин в плавсостав Мурманского морского пароходства. Бросила всё и в 24 года сменила работу учителя на должность дневального на атомном контейнеровозе "Севморпуть". Потом работала на транспортных судах, на пароходе "Петр Великий".

-3

В 2019 году Марина стала старшим помощником капитана атомного ледокола "Ямал". В 2024 году она даже подменяла капитана в течение 10 дней, когда судно находилось в море. А 20 августа 2025 года официально получила значок капитана, став первой женщиной в мире на этой должности на атомных ледоколах.

-4

Жизнь в плавучем городе

Вообще "Ямал" поражает своим размером. И это я его видела просто в доке, а не в "естественной" для него среде. Но сердце от масштаба, конечно, замирает. Ещё и эта харизматичная улыбочка, которая стала визитной карточкой судна.

-5

В центральной части — парадная лестница, вокруг неё общественные помещения, а каюты расположены по бокам судна.

-6

Наверное, к расположению и переходам быстро привыкаешь, но пока мы ходили по ледоколу, я так и не смогла нормально ориентироваться в помещениях.

-7

У капитана и главного механика каюты с кабинетом, салоном, спальней, буфетом и санузлом с ванной. У старшего командного состава каюты чуть попроще: с кабинетом, спальней и санузлом.

-8

Для остальных членов экипажа предусмотрены 155 одноместных кают, но если на борту туристы или экспедиции, морякам приходится заселяться по двое.

-9

При этом вся мебель надежна закреплена, потому что на ледоколе бывает довольно сильная вибрация.

Каюты нам не показали. Всё-таки личное пространство.
Каюты нам не показали. Всё-таки личное пространство.

Для членов экипажа каюта — второй дом. Многие украшают их комнатными растениями, фотографиями, картинами. На праздники, особенно в Новый год, развешивают гирлянды.

Атомный ледокол работает 24/7, выходных нет — только ежедневное время для отдыха. У большинства членов экипажа график такой: четыре часа вахты и восемь часов отдыха. У поваров, медиков, дневальных и ремонтных бригад более привычный — например, с 8:00 до 17:00.

-11

Меню в Арктике

Столовая для командного состава выполняет роль кают-компании. А вот столовая для остального экипажа находится на уровень ниже.

Но готовят для всех на одной кухне — камбузе, откуда блюда поднимают специальным лифтом.

-13

Меню составляют на неделю вперед, и продукты тут самые обычные. Те, к которым мы все привыкли на суше. Утром можете получить омлет с беконом и бисквитный рулет к чаю. На обед — домашний рассольник, сочный шницель с пюре, свежий салат. И это в условиях, где за бортом трещит лёд!

Хлеб, кстати, пекут сами. Просто представьте: ароматный кусочек горячего хлеба с крепким чаем и вареньем посреди льдов, где-то на краю мира!

-14

Кстати, тут даже есть дресс-код. В столовую не пускают в рабочей одежде. А литровый пакет сока к обеду — местная традиция, чтобы экипаж получал достаточно витаминов.

В меню очень много рыбы. От простого минтая до деликатесной форели и палтуса. По особым случаям повара балуют команду креветками или икрой — всё-таки те, кто провёл четыре месяца в Арктике, заслуживают праздничного стола.

-15

Правда, есть своя особенность: сначала съедают всё скоропортящееся. К концу похода свежих продуктов становится меньше, и меню упрощается. Но даже тогда моряки не остаются голодными — запасов хватает с избытком.

Удобства среди льдов

Одно время "Ямал" выполнял туристические рейсы к Северному полюсу. Именно тогда на нём появилась знаменитая "акулья улыбка" снаружи и барная стойка внутри. Сейчас к Полюсу ходит "50 лет Победы", а "Ямал" решает другие задачи во льдах.

Кроме столовой тут есть библиотека, зал для пассажиров, волейбольная площадка, тренировочный зал, подогреваемый бассейн, сауна и медчасть. Члены команды часто устраивают соревнования и турниры друг с другом. Есть любители настольных игр, шахмат, квизов. Так что в свободное от работы время есть чем заняться.

-16

Почти в каждом помещении есть телефон для связи между отсеками. А ещё на ледоколе есть спутниковый интернет. Поэтому всегда можно связаться с родными. Да, фильмы через интернет не посмотришь, но и полной оторванности от цивилизации нет.

-17

Но больше всего меня удивило обилие живых цветов на борту. Представьте: Арктика, льдины, пронизывающий холод — и мощная махина с зелёными растениями в каютах и общих помещениях. В месяцы, когда за бортом только суровые льды и снега, они согревают душу.

-18

Кстати, капитан Марина Старовойтова тоже увлекается выращиванием растений: за два месяца в Арктике она смогла вырастить урожай огурцов прямо на борту ледокола.

Сложно ли работать на ледоколе и по 4 месяца проводить во льдах? На мой вопрос один из членов экипажа ответил вот так:

"Ты просто работаешь. Выполняешь свою работу, и 4 месяца пролетают очень быстро. Да и к постоянному хрусту льда за бортом быстро привыкаешь. И когда ледокол останавливается и воцаряется тишина, сразу начинает чего-то не хватать."
-19

Теперь всем этим морским домом управляет женщина, которая когда-то мечтала о море, читая Стивенсона и Хемингуэя в провинциальной Унече. "От обычного матроса из палубной команды она прошла по всем ступенькам, никогда не теряла силы духа, не опускала руки, не потеряла веру в то, к чему стремилась", — говорит её бывший капитан. Мечта сбылась — и как!