Эту статью я решила написать в связи с тем, что многие мои читатели задавали вопросы по этой теме. Я с удовольствием хочу рассказать о ледокольном флоте нашей страны в период от революционных событий и образования советского государства до Великой Отечественной войны. Вы узнаете, зачем нашему молодому государству требовались в то время ледоколы, а также расскажу о некоторых из них.
Первый в мире ледокол «Пайлот» был придуман в России в 1864 году. Для этого был задействован буксир, который переделали, чтобы он мог ломать лёд.
Затем появились ледоколы на Волге и на Байкале («Саратовский ледокол», «Байкал» и «Ангара»). Эти судна уже строились в Англии.
Советскому государству ледокольный флот был необходим. Зимой большинство рек СССР замерзают, и чтобы обеспечить по ним проход, необходимо было задействовать ледоколы. Они также обеспечивали проход по замерзающим морям, прилегающим к берегам нашей Родины.
Одномоментно наше государство продолжало изучать Арктику. Ледоколы прокладывали путь для экспедиций, а также обеспечивали доставку всего необходимого в северные области.
Также с помощью ледоколов осуществлялся контроль за судоходством рядом с островом Врангеля, который имел важное геостратегическое значение. И, конечно же, ледоколы использовались в военных целях. Так, например, ледокол «Ермак» был переведён на Балтику, чтобы обеспечивать деятельность кораблей Краснознамённого Балтийского флота в зимних условиях.
Среди этих ледоколов был и ледокол «Ленин» с 1921 года. Не стоит его путать с атомным ледоколом, который будет построен в конце 50-х годов. Этот ледокол сначала имел название «Святой Александр Невский». Был также ледокол «Красин» (бывший «Святогор») с 1927 года.
Ледоколы появляются в Азовском море («Степан Макаров»), а на Дальнем Востоке — канонерская лодка «Красный Октябрь» (бывший ледокол Владивостокского порта «Надёжный»).
В тот период Советский Союз стремился укрепить свои позиции на Дальнем Востоке и Крайнем Севере. Особую важность представлял поход к острову Врангеля, расположенному на границе Чукотского и Восточно-Сибирского морей за полярным кругом.
Российская империя официально признала этот остров своей территорией с 1823 года, несмотря на претензии США, Канады и Великобритании. Остров Врангеля, находящийся на востоке Северного Ледовитого океана, почти на стыке Евразии и Северной Америки, обладал огромным геостратегическим потенциалом. Контроль над ним позволял регулировать судоходство в северных водах и создавать базу для коммерческой деятельности, такой как китобойный промысел, заготовка пушнины, морского бивня, мяса и рыбы. С развитием авиации остров становился важной промежуточной остановкой для самолетов на маршруте между Европой и Америкой.
Поэтому в сентябре 1916 года Российская империя уведомила союзные и нейтральные страны дипломатической нотой с картой о том, что все арктические острова, включая генерала Вилькицкого, Землю Николая II, Малый Таймыр, Врангеля и другие у азиатского побережья, являются частью российской территории и продолжением Сибирского плоскогорья.
Однако последующие события в России привели к тому, что англичане и канадцы, поднявшие в 1921 году на острове Врангеля флаги своих стран и объявившие остров территорией Великобритании, вызвали интерес и у американцев. На острове появилась группа поселенцев из США, которые хотели организовать здесь добычу ресурсов.
Попытки СССР решить этот вопрос дипломатическим путём не принесли результата. Необходимо было срочно собирать экспедицию и поднять на острове наш флаг.
Вот такие были предпосылки, вызывавшие необходимость иметь в нашем флоте ледоколы. А так как тема у нас сегодня не про то, чей остров Врангеля, а про сами эти ледоколы, то и говорить дальше будем о них.
Советские ледоколы до времён Второй Мировой войны
В основном это были либо паровые, либо дизельные ледоколы.
Паровые:
- Ледоколы «Вайгач» и «Таймыр». В 1908 и 1909 годах на Невском судостроительном заводе были построены два судна. Их водоизмещение составляло 1360 тонн, длина — 60 метров, ширина — 12 метров, а осадка — 6,7 метра. На судах были установлены паровые машины мощностью 1200 лошадиных сил, что позволяло развивать скорость до 9 узлов. В 1914–1915 годах эти суда стали первыми российскими кораблями, которые прошли Северным морским путём из Владивостока в Архангельск.
- Ледоколы серии «И. Сталин» (переименован в «Сибирь»). Эти суда были созданы в период с 1935 по 1941 год с целью обеспечения безопасности судоходства по Северному морскому пути. Первым из них был «И. Сталин», затем были построены «В. Молотов» («Адмирал Макаров»), «Л. Каганович» («Адмирал Лазарев») и «А. Микоян».
Дизельные:
Два дизель-электрических ледокола — «Киров» и «Куйбышев». В октябре 1935 года на ленинградском заводе имени А. Марти были заложены два судна. Однако их строительство было остановлено из-за того, что военные корабли стали пользоваться бОльшим спросом.
В период с 1920 по 1932 год в стране было 10 ледоколов, мощность которых составляла 3000 лошадиных сил и более, а общая мощность достигала 51 000 лошадиных сил.
17 декабря 1932 года было сформировано Главное управление Северного морского пути. За несколько лет оно объединило два участка трассы в единую и надёжную транспортную артерию для арктического судоходства.
Ледокол «Ленин»
Ледокол пароходного типа, внёсший большой вклад в освоение Арктики и Северного морского пути. Был спущен на воду в Англии в 1917 году. В 1919 году был передан белой армии, а позже (в 1921 г) выкуплен правительством СССР и получивший название «Ленин».
Принимал участие в экспедиции Отто Свердрупа в 1921 году. А в 1937 году с караваном из 5 судов был затёрт во льдах в море Лаптевых. В августе 1938 года на помощь им пришёл ледокол «Красин».
Во время Великой Отечественной войны судно проводило караваны в Арктике, за что получило орден Ленина. В 1957 году его передали Черноморскому морскому пароходству. После появления атомного ледокола с тем же названием в 1960 году судно переименовали в название «Владимир Ильич».
Вот такое небольшое повествование о ледокольном флоте нашей страны в довоенное время, когда ещё не было атомных ледоколов. Вы спрашивали — я рассказала.
Буду рада вашим комментариям, лайкам, подписке.
Вы можете поблагодарить автора, отправив донат:
Благодарю за донаты!
Читайте на моём канале:
Всем Добра!