Найти в Дзене
Цитадель адеквата

Германское «чудо-оружие»: Индивидуальный летательный аппарат Fa.330 Bachstelze

Автожиры, – летальные аппараты перемещающиеся с помощью тянущего или толкающего винта, но становящиеся собственно «летающими» за счёт вращаемого набегающим потоком ротора, а не крыльев, появились уже в 20 годах прошлого века. И до конца 40-х, когда были вытеснены вертолётами, успели получить некоторое распространение. Удачно сочетая главным образом недостатки самолёта и вертолёта, автожир, все-таки, не был лишён и некоторых достоинств…

Которые, впрочем, сразу представлялись спорными, так что, объёмы производства оставались крошечными, не сравнимыми с масштабами производства самолётов, некоторые модели которых размножались в десятках тысяч экземпляров. В зачёте же автожиров рекорд (и он до сих пор не побит) принадлежит германскому Fa.330 Bachstelze – «Трасогузке». Таких было изготовлено 200 штук.

Помимо же массовости «Трясогузке» покорилось и ещё одна высота. Это самый лёгкий из автожиров. Его масса составляла всего 75 килограммов. Удивительной лёгкости аппарата конструктору Генриху Фокке удалось добиться путём применения оригинальной двухмоторной схемы. Оригинально в ней было то, что ни один из моторов на саму «Трясогузку» не монтировался.

-2

...Первый из двигателей был мощным дизелем подводной лодки, давшей полный ход против ветра. Набегающий со скоростью 25 километров в час поток воздуха раскручивал ротор. Если же нет, подключался второй мотор, – бензиновый, лодочный. Он раскручивал ротор с помощью намотанной на ось бечевы.

«Раскрутившись» же «Трясогузка» взлетала на высоту 150-200 метров, ограниченную длиной фала. И далее тянулась за субмариной на буксире… Получалось, кстати, не так уж плохо. Поле зрения подводной лодки расширялось, позволяя обнаружить цели, сама же она оставалась невидимой. Необъяснимо висящего в воздухе на стуле фашиста с биноклем враг мог заметить лишь с дистанции, с которой была бы видна уже рубка самой лодки. О результатах же наблюдатель сообщал не нарушая радиомолчания, – по телефону, провод которого был интегрирован в фал.

Кстати, если фал обрывался, наблюдателю рекомендовалось воспользоваться парашютом. Единственным функциональным органом управления «Трясогузки» был тормоз, замедляющий вращение ротора и снижающий подъёмную силу… Но пока бы это сработало, аппарат мог быть унесён очень далеко… А сколько прыжков с парашютом входило в программу подготовки немецких подводников?.. Правильно. Ни сколько.

Из 200 аппаратов только 60 было передано во флот. Но и они больше хранились на палубах субмарин в похожих на гробы ящиках. В 1943 году занимавший 4 минуты спуск аппарата путём наматывания леера на лебёдку уже казался немецким подводникам непозволительно длительной операцией. Авиация союзников не дремала.

Назначение добровольцев в воздушную разведку, как казалась капитанам субмарин, ухудшает моральное состояние экипажа.