Самооценка — тема, на которую написано множество статей. А некоторые говорят, что вообще самооценки не существует (и на это есть основания!). Как эту тему понимаю я и в каком ракурсе с ней работаю расскажу в этой статье.
Самооценка — процесс и результат того, как человек оценивает сам себя, свои знания, умения, навыки, качества и способности, возможности и т.п.
📌Для этого важно выделять предмет оценивания: какое именно качество, свойство, навык вы оцениваете.
📌А также определять и устанавливать систему оценивания: шкалу, критерии, условия, т.е. относительно чего я оцениваю, с чем сравниваю.
Например. Навык рисования — предмет оценивания. Если оценивать относительно уровня выпускника художественной школы, то я не умею рисовать. Если относительно линейки “взять белый лист, краски и нарисовать что-то, имеющее эстетический вид”, то я умею рисовать в определенных техниках и определенными материалами.
Именно в необходимости наличия системы оценивания и других, относительно кого мы проводим оценку, является одним из оснований почему говорят, что самооценки не существует. Если бы не было других, не было бы и необходимости себя оценивать по тем или иным критериям.
Второй момент позволяющий утверждать, что самооценки не существует заключается в том, что представления о себе у человека формируются с рождения на основе того, что про него говорят окружающие (родители, родственники, наставники, друзья и др.) и того, как окружающие реагируют невербально. До возраста 6-7 лет, когда начинает формировать критическое мышление (если для этого созданы условия), вся поступающая информация усваивается, как правда, не подвергаясь сомнениям.
Сказал учитель в 1-м классе, что медведь на ухо наступил, ни слуха, ни голоса, и до сих человек в это верит. А ему уже за 40…
Т.о. вы думаете о себе то, что вам о вас рассказали, если вы не проверяли насколько ваши представления о себе соответствуют реальности хотя бы последние 5 лет, т.е. ваша “самооценка” не ваша. 🤷
В работе над самооценкой я опираюсь на следующие моменты:
- Дифференцированный подход. Т.е. разделять, выделять, что именно сейчас оцениваем и относительно чего, какой шкалы оценивания.
Например. Представление о себе: “Я плохая хозяйка”. Что включает в себя термин “хорошая хозяйка”? Например, чтобы в доме было чисто, всегда была чистая одежда, свежая вкусная еда. Я люблю наводить чистоту дома, но не люблю и не умею готовить. Часть критериев говорит, что я хорошая хозяйка, в другом месте можно скорректировать.
2. Адекватность ситуации и условиях жизни. Если ты занимаешься только домом, ты можешь все силы направить в развитие своих хозяйственных навыков. Если ты работаешь 5/2 и дополнительно домашние дела, вопрос в целесообразности. Особенно, если домашние дела не очень радуют.
На приведенном примере это может быть выражено в том, что есть разные способы организовать чистоту в доме, чистую одежду и свежую еду. Или обязательно нужно делать это самой, своими руками? И тогда вопрос, тебе шашечки или ехать? Работаем с чувствами, с тем откуда эти чувства появляются, из какого времени.
3. Насколько важен для человека этот навык, качество, свойство здесь и сейчас. Невозможно иметь высокий уровень развития всех навыков и качеств, которые есть в мире. Идеала не существует. Важно сформировать свой каст, перечень важных для вас качеств и работать, при необходимости над их совершенствованием. И в свою очередь принимать тот факт, что в некоторых вопросах вы не компетентны.
И здесь я работаю с клиентами над убеждениями, откуда они появились, над принятием и проживанием чувств, связанных с этими вопросами и формированием реалистичного представления о себе на здесь и сейчас.
Таким образом, работа с самооценкой — это пролонгированный, скрупулезный процесс переформирования образа Я на когнитивном (мыслительном), эмоциональном и телесном уровнях и выстраивания целостной системы представлений о себе актуальной на здесь и сейчас.
Приглашаю в работу тех, кому это актуально. Запись в личные сообщения.
Автор: Ксения Еременко
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru