Airbus A321 и Boeing 757 ― двухмоторные самолеты достаточно большой дальности и вместимости. Долгие годы они верой и правдой служили основой для выполнения узкофюзеляжных перевозок по всему миру. У этих самолетов от разных производителей много общего: принципиально новая топливная экономичность и лучшая в своем классе дальность полета. Как Airbus A321, так и Boeing 757 позволяют авиакомпаниям эффективно работать на дальнемагистральных направлениях без необходимости покупать дорогостоящую широкофюзеляжную технику.
При этом Airbus A321 и Boeing 757 принципиально разные.
A321 ― это самый длинный вариант популярного семейства Airbus A320, флагманского узкофюзеляжного самолета европейского концерна Airbus. Авиакомпании могут оперативно «жонглировать» парком различной вместимости на разных маршрутах и безболезненно пересаживать экипажи с других моделей: с А319 и А320.
757-й же является совершенно отдельной моделью, выпускаемой компанией Boeing.
Кто из них больше
Если сравнивать, какой самолет больше: Airbus A321 и Boeing 757, ответы получатся разные. Все зависит от того, что именно сравнивать: пассажировместимость, размах крыла, или, к примеру, дальность полета.
757-й ― больше! Вот почему Airbus в течение многих лет пытался сделать А321neo. Авиакомпании знают об этом с самого начала, поэтому они и заказывают 321neo. Просто им нужен самолет, близкий по характеристикам к 757-му, а также потому, что у самого Boeing сегодня нет реальной замены этому самолету
О проекте Airbus A321
Airbus A321 ― узкофюзеляжный лайнер, входящий в семейство Airbus A320. Он впервые поднялся в небо в марте 1993 года и уже в 1994-м поступил в парк немецкой Lufthansa.
По сравнению с «нормальным» A320, у самолета удлинена передняя часть фюзеляжа и вставлены промежуточные секции за крылом, а пассажировместимость увеличена до 185-236 мест. При этом по требованию авиакомпаний производитель сохранил кабину пилотов и другие особенности управления от A320, сделав новый самолет универсальным.
Самые ранние модели A321-100 не имели дополнительных топливных баков, а максимальная взлетная масса составляла 83 000 кг, что существенно ограничивало дальность полета. Однако к началу 1997 года Airbus оборудовал самолет двигателями большей тяги, которые в сочетании со вспомогательными баками в заднем отсеке увеличили максимальную взлетную массу до 93 000 кг и позволили А321 выполнять трансконтинентальные рейсы.
В декабре 2010 года Airbus представил семейство Airbus A320neo, а A321neo получил новейшие двигатели CFM LEAP-1A и Pratt & Whitney PW1000G.
Улучшения коснулись и внутренней архитектуры салона, но, что особенно важно, новая модель продемонстрировала небывалую топливную экономичность. По сравнению с предшественниками, расход топлива уменьшился на 15 процентов, а дальность, напротив, увеличилась до 6 500 км.
Вариант Airbus A321LR ― Long Range ― имеет три дополнительных бака. При взлетной массе 97 000 кг дальность полета составляет 7 400 км.
A321XLR может поднять уже 101 000 кг, что позволяет ему без посадки преодолеть 8 700 км, то есть на 1300 км больше, чем A321LR.
По состоянию на апрель 2025 года Airbus поставил заказчикам более 3 400 экземпляров A321 разных модификаций, при этом более 5 000 самолетов все еще находятся в статусе «в производстве».
О проекте Boeing 757
Boeing 757 ― узкофюзеляжный двухмоторный лайнер, который разрабатывался как преемник трехмоторного Boeing 727. Модель впервые поднялась в небо 19 февраля 1982 года и в том же году была сертифицирована.
Мощные двигатели, бесшумность, способность взлетать с коротких взлетно-посадочных полос от 1 660 метров, современный дизайн кабины пилотов, комфортабельный салон, новые стандарты безопасности ― все эти качества принадлежат Boeing 757.
1 января 1983 года новый самолет приняла авиакомпания Eastern Air Lines. 757-й имел сверхкритический профиль крыла, классическое хвостовое оперение и те же характеристики кабины пилотов, что и широкофюзеляжный Boeing 767. Это повышало эксплуатационную гибкость владельцев и одновременно снижало затраты на переобучение экипажей.
Крыло 757–300 и 757–200 имеет меньшую стреловидность и толщину в центре, чем у более ранних моделей Boeing. Нижняя поверхность крыла более плоская, а передняя кромка несколько острее. Это повышает подъемную силу, снижает лобовое сопротивление, повышает аэродинамическую эффективность и позволяет сэкономить до 35 процентов топлива.
757-й вывел на рынок совершенно новую, высокотехнологичную «стеклянную» кабину пилотов, которой не было у его более ранних предшественников. Она позволяла совершать полеты с двумя членами экипажа ― бортинженер на борту больше не требовался. Правда, третье кресло все же имеется ― для наблюдателя
Boeing 757 оснащался турбовентиляторами Rolls-Royce RB211-535C и Pratt & Whitney PW2037, за счет чего он стал одним из самых мощных пассажирских лайнеров. Отсюда ― любовь пилотов к 757-му, особенно тех, кто раньше летал на военных самолетах. Известно много фактов, когда пилоты пересаживались и с более новых и крупных лайнеров, таких как Boeing 777, обратно на 757-й, потому что «просто соскучились по полетам».
В то время, как автоматическая коробка передач проще и практичнее в управлении, немало тех, кто просто наслаждается контролем и ощущениями от вождения, которые дает автомобиль на механике
Boeing 757-200 ― меньшая модель ― вмещает около 200 пассажиров в двухклассной компоновке при дальности полета до 6 300 км. Это идеальный вариант для выполнения трансатлантических рейсов малой емкости. Производство 757-200 завершилось в октябре 2004 года, на тот момент было продано около 910 экземпляров.
Существовало множество модификаций Boeing 757, в том числе популярный грузовой вариант специальной конструкции, который мог перевозить 44 тонн груза на расстояние более 5 800 км, и комбинированный грузопассажирский.
Boeing 757-300 получил удлиненный на 7 метров фюзеляж, что позволило увеличить число кресел до 295 и обеспечить дальность полета до 6 300 км.
Всего было построено 1 050 самолетов Boeing 757. Он не стал самой продаваемой узкофюзеляжной моделью в истории «Боинга», однако и сегодня продолжает использоваться в коммерческих и грузовых перевозках. Более 500 из них по-прежнему активно эксплуатируются 47 различными авиакомпаниями во всем мире.
757-й дал начало популярному и успешному семейству авиалайнеров Boeing 737, если, конечно, не считать драматические события с линейкой MAX в последние несколько лет. Многие пилоты признаются, что предпочли бы продолжить летать на 757-м…
Какая из этих двух моделей обладает большей вместимостью?
Пассажировместимость ― одна из наиболее важных характеристик воздушного судна с точки зрения авиакомпании.
Boeing 757-200: вмещает 219-239 пассажиров;
Boeing 757-300: 275-295;
Аэробус А321:180-190;
Airbus A321neo/LR/XLR: 200-210
Получается, что Boeing 757 гораздо более вместительный, чем любой из вариантов Airbus A321. Конечно, авиакомпания может оборудовать 757-й десятком рядов бизнес-класса для повышения доходов на некоторых премиальных направлениях. Тогда в «Боинге» окажется даже меньше кресел, чем в Airbus A321 лоукостера Wizz Air. Но все-таки Boeing 757 позиционирует себя как самолет большей вместимости, особенно если речь идет об удлиненном Boeing 757-300, получившем прозвище «Летающий карандаш».
У какого самолета больше размах крыла?
Еще один фактор, который учитывают авиакомпании при выборе того или иного самолета, ― размах крыла. Потенциально именно он может ограничить перечень аэропортов, где может обслуживаться данное воздушное судно. На практике это касается только гигантов, типа А380 и Boeing 777, тем не менее, картина у A321 и Boeing 757 такая:
Boeing 757-200: размах крыла 38,05 метров
Boeing 757-300: 38,05 м
Airbus A321: 34,1 м
Airbus A321neo/LR/XLR: 35,8 м
Понятно, что поскольку B757 тяжелее, ему требуется крыло большего размера. Таким образом, и в этой категории Airbus A321 уступает Boeing 757. Но, поскольку разница в размахе незначительна и составляет менее 2,5 метров, эти два самолета практически не ограничены в выборе аэропортов.
Итого
Даже внешне 757-й отличается от 321neo. Больший размах крыла, более мощные двигатели, более мощное шасси, более длинный фюзеляж… Кстати, именно поэтому 757-й часто принимают за 767-й на расстоянии.
А321neo выглядит более или менее как обычный 321-й с некоторыми новыми усовершенствованиями ― в этом и был смысл дизайна.
A321LR ― модернизированная версия A321neo, оснащенная новыми топливными баками и способная перевозить дополнительно четыре тонны пассажиров и груза.
Если понаблюдать, как загружается багаж и заправляется А321 по сравнению с Boeing 757, вы сразу заметите: чтобы дотянуться до дверей 757-го, лента погрузчика должна быть расположена под большим углом. Ему под крыло легко заезжает топливозаправщик емкостью 40 000 литров. С «Айрбасом» такое не провернешь.
Итак, Boeing 757 превосходит A321 по обоим показателям. Это обусловлено разным подходам конструкторов и историей появления этих двух авиационных программ.
Boeing 757 создавался по собственной программе, что позволило сделать американский самолет длиннее и шире в соответствии с желаемыми техническими характеристиками.
У Airbus простора для творчества практически не осталось, поскольку производителю нужно было просто адаптировать конструкцию меньшего по размеру A320, чтобы он стал длиннее, а летал дальше.
А вот показателей, по которым A321 превосходит своего основного конкурента, реально мало. В первую очередь, пожалуй, главный ― дальность полета. Особенно показателен пример A321XLR, который может без дозаправки преодолевать расстояние до 8 700 км.
…Один из крупных эксплуатантов 757-го ― американская United Continental в качестве варианта замены парка своих среднемагистральных Boeing 757 рассматривает как A321LR от Airbus, так и совершенно новый реактивный самолет, проект которого разрабатывается Boeing.
«A321LR кажется довольно приличным самолетом, но, поскольку у нас есть время, мы готовы дождаться и посмотреть, что собирается вывести на рынок самолетов среднего класса Boeing»