"Начну издалека. Будучи старшим бортинженером - инструктором вывозил очередного ученика, походили мы с ним к упражнению "запуск двигателя в воздухе" и тут нам повезло, на одном из самолётов должен был быть облёт после замены двигателя."
Так уж сложилась моя служба, что после прохождения ВЛК на борт (лëтную работу борттехником или СБИ) я не пошëл. Получил высшее образование и был переведëн на штабную работу. Но рассказы лëтного состава мне всегда были интересны. Вспоминает читатель канала Сергей П. : "Вывозные полёты и облёт совмещать нельзя и я попросил командира взять нас "туристами", чтобы ученик посмотрел, как всё происходит.
Выключили мотор, всё нормально, обороты авторотации соответствуют, продули 2 минуты, начинают запускать, а он не запускается. Обычно в воздухе двигатель не запускается из-за того, что нет давления топлива и это лечится увеличением скорости или двинуть немного РУДом (хотя это запрещено), а тут наоборот, температура резко растёт. Доложили на землю, снизились, ещё несколько раз пытались запустить на разных высотах, нихрена. Почесав репу, а она в таких ситуациях работает гораздо лучше, решил, что проблема с высотным корректором топливного автомата запуска НР, он вступает в работу на высоте 3000 м, а значит и отключается ниже 3000. Сказал об этом командиру и предложил запуститься ниже 3000 м. Ответ меня поразил. Оказывается пару дней назад пришло изменение в Инструкцию экипажу, лётчикам довели, а нам не успели. Какой-то мудак, в столице, придумал, что если двигатель не запускается до высоты 3000 м., произвести посадку на одном. Вот так них...я себе!
Снизились, до 3000, а погодка портится, снежные заряды, ухудшение видимости и, для полного счастья, обледенение. Говорю командиру, х.. с ней, с инструкцией, давай запускаться и он (молодец не зассал) со мной согласился. На высоте 2400 мотор запустился, сели нормально.
После облёта стали разбираться вместе с тэчевскими, подкрутили высотный корректор и на повторном облёте движок запустился нормально.
Через несколько дней ещё один облёт после замены, я уже в составе экипажа, с тем же командиром, снова беру с собой ученика и всё повторяется один в один, только больше не стали сопли жевать с инструкцией, запустились ниже 3000.
Так же отрегулировали ТАЗ и на повторном облёте всё было хорошо. Выяснилось, что пришло несколько моторов с ремзавода и у всех неправильная регулировка.
После этого пошёл я к заму по лётной и мы обсудили это еб.. дополнение. Было проведено совместное занятие с выводом, что если нельзя, но очень хочется, то можно. А мой ученик, под впечатлением, запуск двигателя в воздухе мог рассказать в стихах." От себя добавлю, что если есть такие стихи, то с удовольствием их опубликую на канале. Будем жить!
Самым Лучшим Уроком Жизни Была Армия