Найти в Дзене
Эстетика Эпох

Дворец Советов: Нерассказанная история советского ар-деко

Оглавление

Как проект Дворца Советов стал колыбелью советского ар-деко

Окончательная версия проекта. Борис Иофан — главный архитектор, победитель Всесоюзного конкурса 1931 года; Владимир Щуко и Владимир Гельфрейх — соавторы окончательного варианта проекта.
Окончательная версия проекта. Борис Иофан — главный архитектор, победитель Всесоюзного конкурса 1931 года; Владимир Щуко и Владимир Гельфрейх — соавторы окончательного варианта проекта.

В 1931 году страшный взрыв храма Христа Спасителя освободил место для главной стройки социализма — 495-метрового Дворца Советов со стометровой статуей Ленина на вершине.

Храм Христа Спасителя. Момент взрыва.
Храм Христа Спасителя. Момент взрыва.

Этот неосуществленный гигант стал не просто символом сталинских амбиций, а архитектурной лабораторией, где рождался уникальный «советский ар-деко» — стиль, в котором переплавились готика, неоклассицизм, ацтекские храмы, американские небоскребы и мечты о мировом коммунизме.

-3

Битва стилей: как конкурс проектов стал полем идеологической войны

Когда в 1931 году объявили конкурс на проект Дворца, в нем столкнулись три архитектурные философии:

  • Конструктивисты и функционалисты во главе с Корбюзье предлагали «машину для съездов» — функциональный комплекс без «буржуазных излишеств». Их критик Давид Аркин язвил: «Эта эстетика машины — черта буржуазного искусства!»

Ле Корбюзье Макет, представленный на конкурс Дворца Советов
Ле Корбюзье Макет, представленный на конкурс Дворца Советов

  • Неоклассики во главе с Жолтовским копировали римские палаццо, что Аркин называл «реконструкцией памятников вместо памятника реконструкции».

-5

  • Новаторы во главе с Борисом Иофаном нашли третий путь. Его проект-победитель соединил ребристые башни американских небоскребов, ступенчатые объёмы ацтекских храмов и лаконичную монументальность. Этот стиль позволял при минимальных декоративных вложениях создавать монументальную и поражающую воображение человека архитектуру.

Борис Иофан. Первый вариант проекта Дворца Советов, сильно напоминающий Вавилонскую башню из трактата Кирхера.
Борис Иофан. Первый вариант проекта Дворца Советов, сильно напоминающий Вавилонскую башню из трактата Кирхера.

Рождение мифа: от идеи до взрыва

  • Пролетарский храм: Еще в 1922 году Сергей Киров на съезде Советов провозгласил: «Воздвигнем на месте дворцов банкиров и царей новый дворец рабочих!» Мечта материализовалась лишь в 1931-м, когда Сталин лично утвердил снос храма Христа Спасителя для «красного центра мира».

  • Конкурс как битва идеологий: Повторюсь: На первом этапе (1931 г.) 15 ведущих архитекторов предложили полярные решения. Конструктивисты во главе с братьями Весниными и Ле Корбюзье видели «машину для съездов», неоклассик Жолтовский копировал римские палаццо, а Щуко экспериментировал с эклектикой. Жюри раскритиковало всё: проекты называли то «церковными куполами» (Красин), то «голым формализмом» (Михайлов).

Владимир Щуко, его отдельный проект Дворца Советов 1932 (не прошел конкурс).
Владимир Щуко, его отдельный проект Дворца Советов 1932 (не прошел конкурс).

«Совет строительства не принял ни одного проекта — ничто не выражало величия социализма».

В 1933 году победу одержал проект Бориса Иофана, позже к нему для «усиления» были добавлены Владимир Щуко и Владимир Гельфрейх.Его секрет — в синтезе архаики, неоклассицизма и современных передовых технологий:

Окончательная версия проекта. Борис Иофан — главный архитектор, победитель Всесоюзного конкурса 1931 года; Владимир Щуко и Владимир Гельфрейх — соавторы окончательного варианта проекта.
Окончательная версия проекта. Борис Иофан — главный архитектор, победитель Всесоюзного конкурса 1931 года; Владимир Щуко и Владимир Гельфрейх — соавторы окончательного варианта проекта.

  • Ярусный силуэт: Композиция из трёх сужающихся цилиндров напоминала вавилонский зиккурат, отсылая к «первобытному коммунизму».

«Вавилонская башня» (Turris Babel) — из  трактата учёного-иезуита Афанасия Кирхера, опубликованного в 1679 году. Это была последняя из работ Кирхера, опубликованных при его жизни.
«Вавилонская башня» (Turris Babel) — из трактата учёного-иезуита Афанасия Кирхера, опубликованного в 1679 году. Это была последняя из работ Кирхера, опубликованных при его жизни.

  • Статуя вместо шпиля: Изначально 18-метрового «Пролетария» заменили на 100-метрового Ленина. Голова вождя по объёму почти равнялась Колонному залу Дома Союзов!

-10

  • Технологическое чудо: Для каркаса создали сталь «ДС» (на 40% прочнее обычной), а Большой зал-трансформер диаметром 140 м мог за минуты стать катком, бассейном или сценой.

-11

«Это не здание, а пьедестал для памятника Ленину», — иронизировали критики о дисгармонии скульптуры и архитектуры.

Окончательная версия проекта. Борис Иофан — главный архитектор, победитель Всесоюзного конкурса 1931 года; Владимир Щуко и Владимир Гельфрейх — соавторы окончательного варианта проекта.
Окончательная версия проекта. Борис Иофан — главный архитектор, победитель Всесоюзного конкурса 1931 года; Владимир Щуко и Владимир Гельфрейх — соавторы окончательного варианта проекта.

Стройка века: фундамент на костях истории

Подготовка площадки стала инженерным подвигом:

  • Котлован-гигант: Глубина фундамента превысила уровень Москвы-реки. В бетон заложили 550 свай — достаточно, чтобы выдержать вес 1,5 млн тонн.
  • Стальной скелет: К 1941 году возвели каркас высотой 10 этажей. Над ним уже трудились 5000 рабочих, а в цехах изготавливали гранитные блоки для облицовки.
  • Война vs мечта: В 1941-м стальные конструкции (65 000 тонн!) пошли на противотанковые ежи и мосты. Бомбардировки довершили разгром стройплощадки.

Немецкая аэрофотосъёмка 1941 года запечатлела призрачный контур недостроенного дворца — последний «портрет» утопии. Гитлер, который был помешан на циклопических архитектурных проектах, был счастлив, когда узнал, что строительство Дворца Советов прекращено.
Немецкая аэрофотосъёмка 1941 года запечатлела призрачный контур недостроенного дворца — последний «портрет» утопии. Гитлер, который был помешан на циклопических архитектурных проектах, был счастлив, когда узнал, что строительство Дворца Советов прекращено.

Немецкая аэрофотосъёмка 1941 года запечатлела призрачный контур недостроенного дворца — последний «портрет» утопии.

Как бы выглядел центр Москвы, если бы Дворец Советов был построен
Как бы выглядел центр Москвы, если бы Дворец Советов был построен

Архитектурное наследство: что осталось за чертежами

Хотя Дворец не построили, он изменил облик СССР:

  • «Семь сестёр»: Идея высоток-сателлитов, предложенная Щусевым, реализовалась в сталинских небоскрёбах. МГУ на Воробьёвых горах — прямой наследник стиля Иофана.

-15

  • Станция-призрак: Метро «Дворец Советов» (ныне «Кропоткинская») проектировалась как вестибюль для делегатов. Ее мраморные колонны и своды — намёк на недостроенный гигант.

Станция метро Дворец Советов (Кропоткинская ), арх. Душкин.
Станция метро Дворец Советов (Кропоткинская ), арх. Душкин.

Станция метро Дворец Советов (Кропоткинская), арх. Душкин.
Станция метро Дворец Советов (Кропоткинская), арх. Душкин.

«Дворец Советов воспитал вкус миллионов — он учил любить прекрасное даже в эпоху лишений», — заявил на пленуме ССА в 1939 году академик Веснин.

Эпилог: бассейн вместо Ленина

В 1960 году котлован дворца заполнила вода крупнейшего в Европе открытого бассейна «Москва». Ирония судьбы: храм → стройка → купальня — так завершился путь «красного Вавилона».

Бассейн Москва
Бассейн Москва

Что осталось? Фундамент под новым храмом Христа Спасителя, бензоколонка для правительственных авто на Волхонке и станция метро с переименованной вывеской.

Бензоколонка на Волхонке
Бензоколонка на Волхонке

Архитектура как манифест: пять ключей к советскому ар-деко

Проект Иофана стал квинтэссенцией «красного ар-деко», где форма несла политическую семантику:

  • Ребристый тектонизм вместо колонн: вертикальные рёбра фасадов Дворца отсылали к готическим соборам и нью-йоркским небоскрёбам, символизируя устремлённость в будущее. Иофан во многом вдохновлялся образами работ Худа и Сааринена, чьи проекты победили на конкурсе Chicago Tribune.

Здание было построено в 1923–1925 годах по проекту архитекторов Джона Мида Хауэллса и Реймонда Худа.
Здание было построено в 1923–1925 годах по проекту архитекторов Джона Мида Хауэллса и Реймонда Худа.

  • Кессоны и циклопическая кладка: Окна-кессоны (как в Академии Фрунзе Руднева) и стены, имитирующие мегалиты, создавали образ «крепости социализма».

Академия им. Фрунзе, Руднев, проект. Один из памятников советского ар-деко в Москве.
Академия им. Фрунзе, Руднев, проект. Один из памятников советского ар-деко в Москве.

  • Неоархаические мотивы: Уступчатые силуэты, напоминающие вавилонские зиккураты, отсылали к «первобытному коммунизму» и бросали вызов западному модернизму.
  • Безассоциативная монументальность: В отличие от Жолтовского, копировавшего ордера, мастера ар-деко (Голосов, Руднев) использовали исторические ритмы без прямых цитат. Их фасады говорили языком абстрактной мощи.

Выполненный в эстетике ар-деко проект здания Наркомата обороны, Руднев.
Выполненный в эстетике ар-деко проект здания Наркомата обороны, Руднев.

Вид на здание Наркомата обороны Руднева.
Вид на здание Наркомата обороны Руднева.

  • Синтез авангарда и традиции: Многие исследователи считают этот стиль «постконструктивизмом» — некой переходной стадией, где рациональная структура обрела декоративную оболочку.

Западные корни «пролетарского стиля»: парадокс культурного импорта

Ирония истории: советское ар-деко родилось из диалога с капиталистической архитектурой:

  • Иофан напрямую заимствовал приёмы из проекта Элиэля Сааринена для небоскрёба Chicago Tribune (1922), где готические контрфорсы сочетались с ацтекской уступчатостью.
Проект Элиэля Сааринена для небоскрёба Chicago Tribune (1922).
Проект Элиэля Сааринена для небоскрёба Chicago Tribune (1922).

  • Премия на конкурсе Дворца Советов проекту американца Гектора Гамильтона подтвердила интерес СССР к западным тенденциям.

Гектор Гамильтон, один из премированных проектов Дворца Советов, который оказал сильное влияние на формирование советского ар-деко.
Гектор Гамильтон, один из премированных проектов Дворца Советов, который оказал сильное влияние на формирование советского ар-деко.

Как отмечает исследователь: «Ар-деко оказалось способно переплести все стили прошлого, что предопределило его международный успех». Пролетарское государство, отвергавшее «буржуазное декадентство», создавало свой стиль на основе западной моды.

Политика в камне: почему ар-деко до войны стал новым государственным стилем

Дворец Советов так и не построили, но тем не менее его эстетика победила в культуре 1930-х:

  • Идеологическая гибкость: Стиль позволял избежать «буржуазного» конструктивизма и «реакционной» классики, став формой «социалистического реализма в камне».
  • Массовое тиражирование: Приёмы Иофана и Руднева воспроизводились в домах культуры, кинотеатрах («Гигант» Гегелло), школах — как «красная античность» для народа.
  • Символ индустриальной мощи: Ребристые фасады ассоциировались с турбинами и плотинами ДнепроГЭС, визуализируя лозунг «догнать и перегнать Америку».

Луначарский называл Дворец «эмблемой грядущего могущества», которая должна была «показать врагам, что мы способны украшать землю памятниками, им не снившимися».

Предполагаемая высота Дворца Советов, в сравнении с мировыми архитектурными шедеврами
Предполагаемая высота Дворца Советов, в сравнении с мировыми архитектурными шедеврами

Призрачный дворец: как ар-деко проложил путь сталинскому ампиру

После войны «ребристый стиль» эволюционировал:

  • МГУ и высотки стали наследниками Дворца Советов, но сменили ар-деко на неоклассику. Исследователи отмечают: «Индивидуальность 1930-х уступила послевоенной типизации».
  • Декоративность ушла в интерьеры: В метро и театрах сохранились кессоны, бронза, мозаики — следы «первой волны» советского ар-деко.

-27

-28

  • Реабилитация термина: Лишь сегодня историки называют 1930-е «советским ар-деко», прежде замалчиваемым между авангардом и сталинским ампиром.

Дворец Советов остался архитектурным мифом, но его стиль — это последний архитектурный поиск СССР, где мечта о мировом коммунизме обрела форму вавилонской башни. В этом «красном барокко» парадоксально сошлись американские небоскрёбы, египетские мотивы и вера в то, что «стиль победившего пролетариата» затмит буржуазный Запад.

Как писал Аркин: «Дворец должен был стать памятником гигантской переделки жизни», и хотя башня не взметнулась к облакам, её эстетика навсегда изменила лицо советских городов.

Екатерина Серёжина