Найти в Дзене
Эстетика Эпох

Русский след в шанхайском Ар-деко: Архитектура изгнания и роскоши

Оглавление

Посетив Шанхай этой весной, я удивилась огромному количеству сохранившихся зданий в стиле ар-деко, особенно во французской концессии. И это с учетом того, что китайцы без особого трепета относятся к наследию этого времени, считая его неудобным напоминанием о периоде иностранного управления Шанхаем.

И вообще, китайская школа реставрации архитектурных памятников не является одной из самых сильных, и им проще разрушить и построить заново, хотя сейчас ситуация, несомненно, меняется в лучшую сторону. То есть, с учетом всех вводных, такое количество сохранившихся памятников ар-деко — это говорит об огромном буме строительства в то время, сопоставимом в количественном соотношении, наверное, только с зданиями в стиле ар-деко в Америке.

После революции 1917 года Шанхай стал одним из ключевых центров русской диаспоры. К 1930-м годам здесь проживало около 25 000 эмигрантов, включая инженеров, художников и архитекторов, сформировавших уникальный пласт в городской застройке. В основном это были представители движения белоэмиграции.

Проект Дворца Советов Иофана, Щуко и Гельфрейха
Проект Дворца Советов Иофана, Щуко и Гельфрейха

Стилистически, например, в отличие от советского ар-деко, где доминировала монументальность (как в проекте Дворца Советов Б.М. Иофана), шанхайские постройки русских зодчих сочетали европейский шик с ностальгией по утраченной Родине. Их работы стали ответом на запросы интернациональной элиты — банкиров, коммерсантов и беженцев-аристократов, искавших в Азии «осколок» довоенной Европы.

Апартаменты «Астрид» 1933
Апартаменты «Астрид» 1933

Апартаменты «Астрид» (南昌大楼): Русский гений в деталях

8 этажей
Общая площадь построек: 11 196 кв. м
Год основания: 1933
Нынешнее состояние: жилое здание

Владимир Ливин-Гольденштедт, 1878-1965
Владимир Ливин-Гольденштедт, 1878-1965

Архитектором одного из знаковых зданий в стиле ар-деко во французской концессии выступил Владимир Ливин-Гольденштедт, который перебрался в Шанхай из Владивостока в 1922 году, когда победа советской власти стала свершившимся фактом даже на Дальнем Востоке. К моменту переезда в Китай он уже был известным архитектором и имел за плечами целый ряд крупных построек, в том числе для госучреждений, многие из которых до сих пор украшают центр Владивостока.

С наступлением Первой мировой войны немецкая фамилия архитектора начала вредить карьере, и он взял фамилию матери и стал Ливиным. Переехав в Шанхай, Ливин вернулся к прежней фамилии, так как в Китае немецкое происхождение ассоциировалось с надежностью и высокой квалификацией.

Апартаменты «Астрид», 1933
Апартаменты «Астрид», 1933

Апартаменты «Астрид», 1933
Апартаменты «Астрид», 1933

Здание сохранило основную структуру и многие оригинальные элементы (лестницы с мозаикой, часть плитки, планировку квартир). Однако реставрации (включая масштабную в 2024 году) сталкивались с проблемами:

Апартаменты «Астрид» 1933
Апартаменты «Астрид» 1933

Утрата подлинных элементов

Исчезли оригинальные витражи, некоторые балконы, окна заменены на современные (иногда не соответствующие стилю).

Апартаменты «Астрид», 1933
Апартаменты «Астрид», 1933

Апартаменты «Астрид», 1933
Апартаменты «Астрид», 1933

Сложность сохранения уникальных материалов

Главная проблема – оригинальная полихромная глазурованная плитка. Ее уникальные оттенки и текстуры (включая «веснушчатую» фактуру некоторых типов) крайне сложно воспроизвести. Реставраторам 2024 года пришлось проводить специальные изыскания на заводах в Исине (宜兴), чтобы максимально точно подобрать замену утраченным фрагментам. Внутри здания также сохранились различные виды плитки (кремовая, зеленая, коричневая) и мозаичные полы, требовавшие кропотливой реставрации.


-10

Адаптация к современным нуждам

Проведена реконструкция тесных коммунальных кухонь и санузлов, установлены новые лифты в стиле ар-деко (с декоративными указателями этажей), укреплены конструкции, упорядочены инженерные коммуникации и фасадные элементы (кондиционеры, вывески).

-11

Статус и современное использование

Несмотря на изменения, «Астрид» в 1995 году получил статус «Выдающегося исторического здания Шанхая» (优秀历史建筑), что обеспечило ему защиту. Сегодня он функционирует как жилой дом с магазинами на первом этаже, сохраняя дух эпохи в своем сердце.

-12

Илларион Томашевский

-13

Другим ярким примером русской архитектурной династии в Шанхае был Илларион Павлович Томашевский (1909–1965). Родившийся во Владивостоке, он прибыл в Шанхай через Харбин в 1924 году после трагической гибели родителей. Его карьера стала мостом между международными фирмами и независимым русским творчеством

Глава чертежного и архитектурного отдела шанхайского филиала Palmer and Turner (P&T)

В 1927 году поступил на 4-летний архитектурно-строительный курс в ведущей фирме Palmer and Turner (P&T), которую блестяще окончил в 1931 году. Был назначен главой чертежного и архитектурного отдела шанхайского филиала P&T, где проработал 14 лет. На этом посту он участвовал в создании знаковых объектов ар-деко, таких как отель «Метрополь» (Metropole Hotel), «Гамильтон-хаус» (Hamilton House), а также фабричных комплексов (включая пивоварню и хлопкопрядильную фабрику «Ewo» в качестве главного архитектора).

Строительство Отеля Метрополь
Строительство Отеля Метрополь

Отель «Метрополь», по странному стечению обстоятельств я в нем жила, когда в этот раз была в Шанхае
Отель «Метрополь», по странному стечению обстоятельств я в нем жила, когда в этот раз была в Шанхае

Независимое творчество

В 1939 году, еще работая в P&T, Томашевский открыл собственную мастерскую. Он стал страстным пропагандистом идеи доступного жилья, проектируя и строя так называемые «карликовые дома» – компактные, функциональные жилые дома, преимущественно во Французской концессии. В период 1939–1942 гг. по его проектам было возведено 10 зданий, включая его собственный двухквартирный таунхаус на авеню Марнье (Route Magnin). Эта архитектура отчасти напоминала застройку Майами в стиле ар-деко.

Томашевский с супругой и сыном на пороге своего дома
Томашевский с супругой и сыном на пороге своего дома

Здание 20-х годов в Майами в стиле Ар Деко
Здание 20-х годов в Майами в стиле Ар Деко

Творческий союз с Дронниковым

Тесное сотрудничество с другом и коллегой Владимиром Николаевичем Дронниковым (V. N. Dronnikoff) было плодотворным. Их самым известным совместным проектом стали апартаменты «Деластр» (Delastre Apartments), которые сегодня являются единственным зданием в Шанхае с памятной доской, увековечивающей имена обоих русских архитекторов. Подрядчиком для большинства построек Томашевского выступала фирма A. V. Kooklin.

-20

-21

Культурная деятельность

Помимо архитектуры, Томашевский участвовал в культурной жизни диаспоры, будучи соучредителем и спонсором литературного журнала «Феникс» (Phoenix) в 1935 году. В годы японской оккупации был казначеем Советского Спортивного Клуба и консультировал по реставрации памятника Пушкину.

Памятник Пушкину в Шанхае
Памятник Пушкину в Шанхае

В 1947 году Томашевский репатриировался в Советский Союз и обосновался в Красноярске, где продолжил работать по профессии. В 1953 г. он вступил в Союз архитекторов СССР. В 1953 г. Томашевский создал ряд промышленных и транспортных зданий в Красноярске, Абакане, Черногорске и Челябинске.

Театр «Лайсеум»: Неофициальный русский клуб

Авторство точно не установлено, театр (известный как центр русской культуры) обладал типичными чертами архитектуры Томашевского, хотя и выполнен в стиле эклектики с элементами ар-деко.

-23

  • Интерьеры со светильниками в стиле ар-деко, напоминающие работы советского дизайнера Абрама Дамского (автора светильников для метро «Маяковская»).

Русские архитекторы привнесли в шанхайское ар-деко две ключевые черты:

  • «Театральность» пространства: любовь к многослойным сценариям движения — вестибюли с двойными лестницами, галереи для оркестров, как в домах петербургской знати. В «Астрид» это проявилось в тщательно продуманном, эффектном главном входе и планировке, задающей торжественность входа.
  • Контраст материалов и детализация: сочетание холодного металла (никелированные перила, решетки лифтов) с теплыми текстурами — дубовые паркеты, мраморные камины (аналогично интерьерам ленинградского Дома Ленсовета). В «Астрид» контраст проявился не только в цветах плитки, но и в сочетании гладких поверхностей с богатой геометрией узоров на полу, в ковке и на порталах.

Работа в таких гигантах, как P&T, дала русским архитекторам, вроде Томашевского, доступ к самым передовым международным тенденциям ар-деко, которые они творчески адаптировали, внося свои национальные черты (театральность, контрастность, внимание к детали).

Тесс Джонсон "Шанхайский ар деко, 2006 Книга, один из редких трудов по этой теме
Тесс Джонсон "Шанхайский ар деко, 2006 Книга, один из редких трудов по этой теме

Влияние на город: Между наследием и забвением

Русские проекты, такие как «Астрид», задали стандарт элитного жилья в Шанхае. Например, апартаменты «Гасконь» (1934, арх. Леонар и Вессер), хотя и созданы французами, явно наследовали принципы «Астрид»: плоские крыши-террасы, закругленные углы, эркеры.

Апартаменты «Гасконь» (1934, арх. Леонар и Вессер)
Апартаменты «Гасконь» (1934, арх. Леонар и Вессер)

Русские проекты, такие как «Астрид» и «Деластр», задали стандарт элитного и доступного жилья в Шанхае. Однако судьба их создателей сложилась по-разному. Илларион Томашевский, как и многие другие, в августе 1947 года репатриировался в СССР на фоне распада иностранной общины. Он поселился в Красноярске, вступил в Союз архитекторов СССР и продолжил работу, проектируя промышленные и транспортные здания в Сибири и на Урале, но уже в контексте советской архитектуры, далекой от шанхайского ар-деко. Его отъезд символизировал конец целой эпохи русского архитектурного влияния в Шанхае.

Сегодня, глядя на отреставрированные фасады «Астрид» или памятную доску на «Деластре», мы видим не просто стиль, а символ сопротивления, адаптации и творческой воли: даже в изгнании русские мастера создавали произведения, обогатившие лицо Азии и продолжающие жить, пусть и в измененном виде, спустя почти столетие.

«Шанхай 1930-х был Вавилоном, где ар-деко говорило на всех языках. Но русский акцент в этой речи — самый пронзительный»* (К. Князева, исследователь шанхайской архитектуры).

Здания вроде «Астрид» и «Деластр» и судьбы архитекторов вроде Томашевского — материальное воплощение этого «пронзительного русского акцента» в глобальном диалоге культур.

Екатерина Серёжина